Зачем нам «дома-камины»? И перестанут ли уродовать исторический центр Москвы

В одном из прошлых номеров «АиФ» (№ 27 — «Исчезающий вид») мы рассказали о сносе исторических зданий в центре Москвы. Однако уничтожают древнюю столицу не только бульдозеры. Порой это делают те, кто призван сохранять наследие.

   
   

— Застраивать старые города Италии, — считает Александр Кибовский, руководитель Департамента культурного наследия Москвы, — получают право только архитекторы, которые специализировались на работе с исторической средой. У нас такой специализации нет. И наши архитекторы часто стремятся «самовыразиться», разрушая тот «контекст» городской среды, который призваны сохранять.

Вопиющий пример — 47-этажный небоскрёб, выросший на Мосфильмовской улице. «Дом-камин», спроектированный архитектором С. Скуратовым, портит «небесную линию» Воробьёвых гор и уродует силуэт Новодевичьего монастыря.

— Сергей Скуратов — талантливый архитектор, — уверяет Алексей Клименко, историк архитектуры, — он не может не понимать ценности визуального восприятия ландшафта. Так что проблема не профессиональная, а этическая.

Положительный пример нравственного подхода демонстрирует глава архитектурного бюро «Меганом» Юрий Григорян. Он отказывается от заказов, способных причинить вред историческим памятникам.

— В 2009 г. горел дом № 6 в Потаповском переулке, — рассказывает Наталья Самовер, координатор общественного движения «Архнадзор». — В основе этого здания — палаты Гурьевых XVII века. На первом-втором этажах сохранились фрагменты дворцового интерьера XIX века. Он частично был повреждён водой во время тушения пожара. Инвестор привлёк к восстановлению реставраторов, оказавшихся страшнее пожара и потопа. Они стали срубать неповреждённые фрагменты лепнины, расширяя фронт работ. Противоположный пример показал дизайнер Филипп Старк. В знаменитой аптеке Феррейна он не стал сбивать лепнину, но, напротив, тщательно очистил её и представил как жемчужину интерьерного искусства XIX века.

— Дом № 47 по Пятницкой улице, — приводит ещё пример А. Клименко, — купеческий особняк середины XIX века «реставраторы» снесли до основания, вырыли котлован и... возвели «памятник» заново, только он стал выше, шире и толще своего прототипа, а лепнина и вовсе фальшивая.

   
   

В то же время протоиерей Леонид Калинин, настоятель Климентовской церкви, единственной в столице, построенной в стиле европейского барокко, стойко отбивался от тех подрядчиков, которым не доверял. И добился грамотной, культурной реставрации памятника.

Но не стоит думать, что такое отношение к памятникам — примета лишь нашего времени. Разное отношение профессионалов к наследию встречалось всегда. Примеры рыцарской культуры и «просвещённого варварства» всегда были переплетены в истории. Один из самых прославленных русских зодчих Василий Баженов в конце 1760-х годов по заданию Екатерины II приступил к реализации своего проекта реконструкции Кремля. Ради расчистки Боровицкого холма для «нового римского форума» он без лишних сантиментов снёс кремлёвскую стену с шестью башнями, обращённую к Москве-реке. Пока Баженов руководил работами по наращиванию холма, его помощник Матвей Казаков, будущий знаменитый зодчий, тщательно обмерял и зарисовывал сносимое. Когда Екатерина охладела к проекту Баженова, Казаков восстановил стену и башни.

— Но сегодня потери в московском наследии множатся, — признаёт Наталья Самовер. — Правда, тенденция требовать от властей сохранения исторической правды нарастает и усиливает гражданскую активность неравнодушных москвичей, стремящихся сберечь то, что осталось, потому что в этом сбережении — истинный, недекларативный патриотизм и человеческое достоинство, которое не продаётся.

Смотрите также: