Палатки «переедут» в жилые дома. Торговцы начали скупать 1-е этажи

Торговая недвижимость в Москве никогда не была дешёвым удовольствием, теперь же ставки на аренду вообще подскочат до «небесных высот». Как предрекают эксперты, борьба столичного мэра с уличными палатками приведёт к тому, что бизнесменам придётся искать новые площади для своего товара. А это, прежде всего, небольшие внутридворовые магазины и первые этажи жилых домов.

   
   

Цены на эти объекты уже выросли на 10-20%, а спрос увеличился в 1,5-2 раза с начала ноября. Особенно это касается спальных районов: там основной объём розничной торговли всегда концентрировался у станций метро, а теперь палаточникам приходится «разъезжаться». Впрочем, едут, судя по всему, не очень, потому что больше всего площадей скупают в домах близ станций метрополитена. И, естественно, аренда по этим адресам самая дорогостоящая.

Напомним, частичная ликвидация уличных палаток стала одним из первых реализованных проектов нового мэра Москвы Сергея Собянина. Стоило градоначальнику разок проехаться по вверенной ему территории и высказать публичное недовольство — и администрация тут же кинулась «зачищать» улицы столицы, прежде всего, от торговых латков. По мнению мэра, палатки, во-первых, портят внешний вид Москвы, и во-вторых, мешают адекватному движению транспорта и граждан. Кроме того, многие из этих объектов были возведены и вели деятельность незаконно, поэтому тем более должны быть снесены.

Впрочем, о сносе всех уличных торговых точек подряд речь не шла. Под ковш экскаватора попали латки, расположенные близ станций метро и крупных транспортных узлов, так как именно они мешали городскому трафику. И поначалу большинство москвичей встретили эту инициативу с благодарностью (предыдущий мэр столицы Юрий Лужков давным-давно обещал сделать то же самое), но потом спохватились: а билеты-то на автобус где покупать? А утреннюю прессу? Эти ни в чём не повинные киоски тоже, как говорится, «попали под раздачу». Благо, вслед за горожанами очнулись и чиновники и через несколько дней исправили «перегибы» в борьбе с палатками. Однако протесты против ликвидации до сих пор раздаются.

Так, больше всех возмущаются, конечно, мелкие предприниматели. Они и раньше жаловались на то, что вся розничная торговля в Москве монополизирована и тем, кто вовремя не «занёс» кому надо, продавать свой товар просто-напросто негде. Как заявили представители Межрегионального союза предпринимателей в открытом письме С. Собянину, «созданная в Москве система привела к тому, что почти вся прибавочная стоимость предпринимателей „выкачивается“ в виде аренды и оседает в карманах лиц, аффилированных с городскими или местными властями, так как именно они по сложившейся системе кормлений владеют этими доходными местами».

«Нельзя забывать, кроме прочего, что малому бизнесу попросту закрыта возможность арендовать помещение в так называемых „цивилизованных“ торговых комплексах», — сказано в том же послании. — «Этой возможности нет даже не по причине высокой аренды, а по причине того, что туда допускаются исключительно сетевые структуры».

Впрочем, и сетевым структурам уже не поздоровилось от инициативы столичного градоначальника: два крупных производителя уличного питания в общей сложности лишились более сотни торговых точек, хотя утверждают, что вели торговлю абсолютно законно. А скоро очередь может дойти и до «цивилизованных торговых центров». Обращаясь к правительству, сам президент РФ Дмитрий Медведев предложил сносить объекты недвижимости, расположенные близ крупных транспортных узлов. Потому что они, мол, способствуют образованию пробок.

   
   

Кстати, напугала бизнесменов и ещё одна идея (пока что только идея) Сергея Собянина. В рамках плана по оптимизации транспортной системы Москвы мэр предложил запретить въезд в столицу большегрузного транспорта — с 7.00 до 22.00 по будням и круглые сутки по выходным и в праздники. А значит абсолютному большинству продуктовых магазинов придётся полностью менять свою систему доставки — переносить её время, увеличивать количество транспорта или отстраивать собственные склады. Как ни крути, это выльется в огромные издержки, а они, в свою очередь, лягут на плечи покупателей.

Пока эта инициатива существует только на бумаге и в Интернете. Соответствующий План опубликован специально для общественного обсуждения (с его текстом вы можете ознакомиться здесь>>>), а все претензии и комментарии принимаются в Правительстве Москвы. Чиновники обещали учесть критику и конструктивные предложения и представить исправленный вариант плана к концу ноября. Как надеются эксперты, пункта о грузовиках к тому времени в нём уже не будет.