На месте событий трактор ковырял глубокую дыру в земле, а суетившиеся вокруг рабочие пытались наладить работу экстренной дренажной системы.
Реки и сдвиги
«По всей Москве строятся здания, превышающие своей этажностью действующие нормативы, - объяснил Вадим Михайлов, глава Центра подземных исследований. - Это уже привело к возникновению многих проблем. Дома с такой силой давят на грунт, что заставляют его двигаться и вытесняют из него подземные воды. В итоге случаются провалы, подобные тому, что произошёл в 2007 г. на Трубной улице. Смещение грунтов, кстати, явилось причиной прошлогоднего взрыва газопровода на Озёрной ул. А строительство на площади Европы у Киевского вокзала на прошлой неделе привело к обрушению мозаики и фрагмента лепнины на станции метро «Киевская». По мнению главного архитектора «Метрогипротранса» Николая Шумакова, причиной последнего ЧП мог быть сдвиг пластов породы, в результате чего усилилось давление на участок стены. «Нужно понимать, что под землёй ничего статичного нет, всё в движении», - прокомментировал архитектор.
Сразу вспомнилась история о том, как несколько лет назад столичный мэр потребовал от строителей перед началом возведения высоток внимательно изучать местность на предмет возможных разломов. «Земная кора под нашим городом весьма и весьма неоднородна, - заявил тогда Юрий Лужков на коллегии столичного правительства. - Я имею в виду не только карстовые пустоты. Некоторые участки земной коры разломаны на много километров вглубь». Эксперты подтвердили, что за последние 30 лет во внешне спокойном с точки зрения сейсмологии городе зарегистрировано более 400 небольших землетрясений. Серьёзный повод задуматься о слоях подземного городского пирога.
По словам лидера диггерского движения, около 60% всех коммуникаций находятся сегодня в аварийном состоянии. Среди них - трубы, в которые за два последних века упрятали 160 рек и ручьёв. «Стенки коллекторов и тоннелей от времени деформировались, что привело к подтеканию. Подобная ситуация наблюдается в районе Неглинной, у зоопарка, в Электрическом переулке и на территории Белорусского вокзала, - уверен В. Михайлов. - Исследуя трубы некоторых речек, мы обнаружили несколько действующих врезок, по которым туда попадают канализационные стоки. Катастрофическая ситуация уже наблюдается в Оружейном переулке и на Сухаревской площади. Небольшие с виду провалы в этих местах являются лишь «подходами» к объёмным внутренним пустотам. На Котельнической набережной в подобную полость наш фонарь улетел на 20 метров. В итоге ту дыру просто асфальтом закатали, и всё. А в Китай-городе из-за строительных работ накренился храм Заиконоспасского монастыря. Компания, проводившая там работы, разрыла около 250 тыс. кубов земли и разрушила могилы старцев. Мощи святых лежали в подвалах вперемешку с костями репрессированных в советское время жертв».
Глубоко и мокро
Не стоит забывать, что под подошвами москвичей находится и множество других, построенных в разные времена сооружений. К примеру, подземные паркинги (отнюдь не являющиеся изобретением последних лет), бомбоубежища, линии секретного Метро-2 и т. д. «Мы знаем о более чем 100 подобных объектах, - рассказал В. Михайлов. - Расположены они под Ходынским полем, в Мневниках, в Серебряном Бору. И либо заполнены водой и требуют капитального ремонта, либо используются под коммерческие склады, автосервисы или спортзалы. За последние 15 лет постоянных подземных путешествий ни я, ни мои коллеги не встречали там специалистов с проверками. Более того, даже после наших сообщений о существующих проблемах и провалах надзорные органы часто отказываются что-либо предпринимать».
К сожалению, в столице нет единой организации, несущей полную ответственность за происходящее под городом. Поэтому и спрашивать в случае ЧП не с кого. А ведь провалы и оползни происходят в Москве постоянно. И пусть ущерб от них пока невелик, дожидаться глобальной катастрофы, чтобы привлечь внимание к Москве подземной, недопустимо.
Смотрите также:
- Проезд закрыт: автомобилисты выступили против «пешеходных зон» в центре Москвы →
- Реальная идея. Новый Арбат хотят сделать удобным для пешеходов и машин →
- Очень Новый Арбат. Большой улице - масштабные праздники →