Так аукается людям эксперимент по развитию конкуренции на рынке электроэнергии, запущенный ещё в январе 2009 г. Пострадавшие до сих пор получают долговые платёжки, а чтобы доказать свою невиновность, вынуждены простаивать в очередях в отделениях «Мосэнергосбыта».
Тем, кому повезло жить в других округах, напоминаем: почти два года назад проживающим в ВАО и ЮВАО настойчиво предложили платить за электричество не «Мосэнергосбыту», а неизвестной, но имеющей мощную поддержку властей компании «Русэнергосбыт М». Причём не по отдельным квитанциям, а через единый платёжный документ, где под электроэнергию отвели специальную строчку. Мол, вам же будет удобнее. У многих горожан в расчётных центрах её заполняли неведомыми нормативами потребления, а не оставляли пустой для того, чтобы люди сами вносили туда цифры. Кто-то, смирившись, так и платил за начисленные, а не реально потраченные киловатты.
Люди уверяют, что квитанции «Мосэнергосбыта» в окружных сбербанках просто не принимали, вынуждая таким образом перечислять деньги «Русэнергосбыту М».
Долги по нормативам
Не сразу стало понятно, что новый сбытовик выполнял лишь посреднические услуги, то есть никакой конкуренции в отрасли (ради чего якобы затевалась вся история) не наблюдалось. «Вышеупомянутая компания лишь собирала средства по оплате электричества у населения как агент «Мосэнергосбыта», - подтвердили «АиФ» в Инженерной службе (ГУ ИС) Москвы. Неразбериха с платежами и последовавшими за этим долговыми квитанциями началась ещё прошлой весной - народ стал писать депутатам, в управление Федеральной антимонопольной службы по Москве, в Роспотребнадзор, а также устраивать митинги, чтобы их перестали держать за подопытных кроликов! Власти сдались и официально признали эксперимент провалившимся, а мэр Юрий Лужков заявил о его завершении.
Только вот в жизни пилотный проект проработал аж до конца июня 2010 г., а потом «Русэнергосбыт М» неожиданно вышел из игры. Прокомментировать «АиФ», почему в результате их деятельности народу стали массово приходить долговые квитанции, компания отказалась. На сайте размещена лишь лаконичная информация: мол, да, раньше работали с 28 управляющими компаниями ВАО, ЮВАО и принимали у населения платежи, а теперь «осваиваем новые рынки сбыта электроэнергии, постоянно совершенствуя формы и качество обслуживания клиентов». Насчёт качества можно поспорить. Даже руководство столичного Департамента жилищно-коммунального хозяйства признало, что компания была не в состоянии регулярно собирать показания с квартирных счётчиков и вести лицевые счета с учётом фактического потребления электроэнергии горожанами. В результате этой осенью люди вернулись с дач и оказались с долгами в 5-10 тыс. руб., хотя честно платили за электроэнергию по выставленным нормативам.
Пострадавшим пени не начислят
«Сейчас самая напряжённая ситуация, - объяснил «АиФ» Александр Дидоборщ, замдиректора по обслуживанию клиентов «Мосэнергосбыта». - Закончилась сверка реального потребления электроэнергии и сумм, поступивших в течение последних полутора лет от граждан, принимавших участие в эксперименте. Сразу успокою тех, кто волнуется, что их деньги могли исчезнуть в неизвестном направлении. Ни в какие офшорные зоны ваши средства не ушли, но во многих случаях платежи оказались меньше фактических трат, отсюда и корректирующие квитанции. Социально незащищённые граждане могут рассчитывать на рассрочку по оплате долга, особенно если набежала значительная сумма. И хочу особо подчеркнуть: мы не будем принимать никаких непопулярных мер вроде начисления пени невольным должникам».
Сейчас в длиннющих очередях в районных расчётных центрах и в отделениях «Мосэнергосбыта» стоят и должники, и те, кому из-за «развития конкуренции» «забыли» учесть льготы. Жители просто в ярости, ведь для их оформления надо заново приносить пачку справок и удостоверений. «Впечатления от эксперимента скорее негативные, чем позитивные, хотя идея оплачивать электричество через единый платёжный документ очень грамотная, - рассказал «АиФ» Николай Евтихиев, префект пострадавшего Восточного округа. - Проект запустили без должной подготовки, да и с юридической стороны там не всё было прозрачно. Поэтому и появились сбои с оплатой, а также огромные очереди недовольных жителей. Так что финал (прекращение работы с «Русэнергосбытом М») был закономерен. Нам нужна реальная конкуренция на рынке сбыта электроэнергии, тогда и сервис будет лучше, и цены ниже».
Внимание: если вы живёте в ВАО или ЮВАО, проверьте на всякий случай ваши оплаченные счета за свет - многие горожане (особенно пенсионеры) до сих пор не подозревают, кому они перечисляли деньги последние полтора года. Если и вы пострадавшие, то наберитесь терпения и готовьтесь к длительному разбирательству. Это только эксперименты у нас затеваются быстро, а последствия приходится расхлёбывать годами. Причём нам, а не затейникам.
Смотрите также:
- Елена Семёнова: Долой экономию, или Записки дисциплинированного растратчика →
- «Мы и рыночная экономика». Замминистра финансов о безграмотности россиян →
- Заехала на заправку и стала миллионершей →