Родина «Бычков»

 

   
   

Сдано или продано

В годы построения коммунизма ЗИЛ по сути был городом в городе. На территории, способной вместить 7 государств размером с Ватикан, находилось всё, что необходимо для автономного выживания: собственная электростанция, автотранспорт, не выезжающий за ворота и имеющий номера с буквами «ЗИЛ», отделение милиции (!), две пожарные части, медпункты, музей, памятник Ленину с кепкой, бункеры на случай воздушной атаки противника и даже несколько автобусных маршрутов. И хотя часть от ранее принадлежавших заводу 330 га сегодня продана, а ДК и больница сменили владельцев, у предприятия сохранилось ещё много активов.

Территория, принадлежащая заводу, и по сей день огромна: от берегов Москвы-реки напротив Новоданиловской и Нагатинской набережных, слева от внешней стороны ТТК и до проспекта Андропова. Преодолев бдительную охрану, даже при въезде осматривающую багажники авто, мы попали в хитросплетение улиц, тупиков, трубопроводов, железнодорожных путей и прочей производственной инфраструктуры. И хотя на многих перегонах рельсы заржавели, а асфальт в выбоинах, жизнь здесь не затихла окончательно. Большинство площадей АМО «ЗИЛ» сегодня либо простаивает в ожидании лучших времён, либо сдаётся внаём. У цехов стоят дорогие джипы, серьёзные мужчины в строгих костюмах заключают сделки, никак не относящиеся к автомобильному производству. Руководство завода не скрывает, что для повышения рентабельности приходится искать арендаторов. На сайте указаны расценки. За офисные помещения от 200 до 2 тыс. м2 просят 150-350 долл. за м2 в год; за производственно-складские от 300 до 20 тыс. м2 (то есть более 3 футбольных полей!) - 110-150 долл. Знаменитая Нагатинская пойма, значительную часть которой ещё не так давно занимала стоянка готовой продукции ЗИЛа, сейчас застраивается. В скором времени появится деловой центр с офисами и магазинами и станция метро «Технопарк». Так решило правительство Москвы -основной владелец пакета акций завода.

 

Роботы под плёнкой

Для кузовного производства в середине 80-х гг. на Западе за фантастические суммы было закуплено суперсовременное оборудование, которое, по словам сотрудников завода, и сейчас остаётся самым прогрессивным в России. Умные роботы без помощи человека за считаные часы выполнят полученные на месяцы вперёд заказы. А потом - замрут на долгие недели под целлофановой плёнкой. В лучшие годы на ЗИЛе трудилось более 68 тыс. чел. Сейчас -8 тыс. В сборочном цехе рабочие в фирменных комбинезонах суетятся у длиннющего (более полукилометра) конвейера. Из-под потолка опускаются кабины грузовиков. Здесь помимо грузовиков собирают знаменитые «Бычки» и машины для различных служб - к примеру, пожарных. Завод занимает первые места в столице по квоте используемой иногородней рабсилы - вкалывают здесь в основном трудяги славянской внешности.

   
   

На выезде с территории нам встретились два роскошных лимузина-кабриолета ЗИЛ с верхом из кремовой кожи. На таких принимают парады на Красной площади. Надраенные до блеска маршальские автомобили - символ безвозвратно ушедшей эпохи, когда главы великого государства ездили исключительно на советских автомобилях.

Виктор НОВОЧЕНКО, директор по маркетингу торгового дома «ЗИЛ»:

- В советское время ЗИЛ выпускал более 200 тыс. автомобилей в год, самый массовый - ЗИЛ-130. Основными потребителями были армия и сельское хозяйство. Сейчас рынка для такого количества машин нет. В лихие 90-е некоторые бизнесмены планировали обанкротить завод. В течение 15 постсоветских лет завод был убыточен. В самое сложное время выпускалось 10-11 тыс. автомобилей в год. После приобретения акций правительством Москвы начался ренессанс. Все экологически вредные производства выведены. Сейчас планируется наладить серийный выпуск семейства грузовиков грузоподъёмностью от 2 до 10 тонн объёмами в 20-40 тыс. единиц в год. Ценовой диапазон, заложенный при проектировании, 25-27 тыс. долл. Опытные партии уже сходят с конвейера. Компоненты для них изготавливаются на 6 дочерних предприятиях. Принятая программа реструктуризации предполагает перенос основных площадей. Москва - единственная столица в мире, где сосредоточено автомобильное производство. Через несколько лет на заводе в Белокаменной останутся конструкторское бюро, менеджеры, сотрудники по сбыту и др. Из производственных мощностей сохранятся штамповка деталей, сборка и окраска. Территория сократится примерно с 300 до 100 га.


 

Наша справка.

2 августа 1916 г. в Тюфелевой роще состоялась закладка автомобильного завода (АМО), который к марту 1917 г. должен был выпустить 150 полуторатонных грузовиков «Ф-15» по лицензии итальянской фирмы «ФИАТ». Летом 1918 г. недостроенный завод экспроприировали и национализировали. В 1992 г. завод был приватизирован и преобразован в ОА Московское Общество «Завод им. И. А. Лихачёва». В 1998-2000 гг. ЗИЛ выпускал по 20-22 тыс. грузовиков, что в 10 раз меньше его потенциальных возможностей. А в 2007 году с конвейера сошли 10,5 тыс. грузовиков. Сейчас здесь работает также участок по литью колоколов.

Смотрите также: