Главной темой заседания Госсовета под председательством президента России Дмитрия Медведева станет повышение инвестиционной привлекательности регионов России. Основные тезисы, которые будут озвучены главой государства в июне в Пскове, прозвучали уже сегодня в Институте современного развития.
Круглый стол по теме «Развитие государственно-частного партнерства в регионах России или как повысить КПД от ГЧП?» стал презентацией крупномасштабного исследования Центра развития государственно-частного партнёрства, проведённого в Центральном Федеральном Округе.
В мероприятии приняли участие: заместитель директора департамента инвестиционной политики и развития ЧГП Минэкономразвития РФ Олег Костин, заместитель Директора инвестиционных проектов Минрегионразвития Анна Печенова, заместитель директора Департамента бюджетной политики в отраслях экономики Минфина РФ Андрей Иванов, Руководитель проектного офиса «Энергоэффективность» рабочей группы по энергоэффективности комиссии при Президенте по модернизации и технологическому развитию экономики России Василий Белов и другие эксперты.
— Наше исследование отражает ситуацию в ЦФО, но оно показательно для всех федеральных округов, — пояснил в начале мероприятия Павел Селезнёв, председатель Правления НП «Центр развития ГЧП». — А ситуация сейчас очень серьезная. Развитие экономики России невозможно без современной инфраструктуры. Если говорить, реализуются ли проекты в области ее развития, конечно же, реализуются, но реализация эта имеет фрагментарный характер. Нет решения этой проблемы в целом. Без взаимодействия власти и бизнеса проблему с мертвой точки сдвинуть невозможно, — отметил он.
По его словам, в современных условиях одно из средств активного вывода отечественной экономики из кризиса — это «государственно-частное партнёрство, которое в долгосрочной перспективе способно также стать эффективным инструментом создания инновационной экономики».
Павел Селезнёв напомнил, что на федеральном уровне главным в повестке дня является вопрос модернизации отсталой транспортной, энергетической, социальной и аграрной инфраструктуры.
— Энергоэффективность, энергосбережение, модернизация и инновации — к этому призывает президент. Помимо понятий модернизации и инноваций появилось понятие мобилизации регионального бизнеса, общественных региональных и политических организаций, административной и муниципальной власти. Но, к сожалению, общество пока не горит этими идеями, — констатировал Селезнёв. — «Вскрытие показало», что с практической точки зрения всем понятно, как реализовывать эти проекты. Проблема в том, что на сегодняшний момент нет в регионах единого центра, единой площадки, которая помогала бы коммерсантам и чиновникам и муниципалитетам, а также банкам говорить на одном языке.
По словам председателя Правления «Центра Развития ГЧП», необходимо, чтобы «в каждом федеральном округе и в каждом регионе существовали проектные площадки, которые будут оказывать взаимодействие между сторонами, участвующими в такого рода сложных проектах, особенно связанных с социальной инфраструктурой».
— Есть несколько проблем в России, — продолжил председатель правления фонда ИНСОР Игорь Юргенс. — Начать хотя бы с глоссарной, словарной проблемы отсутствия истинного понимания, что такое ГПЧ. В целом на сегодняшний день ГЧП в регионах рассматривают как возможность привлечения инвестиций бизнеса или средств из государственных источников, а не как способ реализации инфраструктурных проектов со смешанным финансированием.
Кроме того, по словам господина Юргенса, еще одной проблемной темой является то, что «целые блоки законодательства не готовы к крупным проектам, направленным для государственно-частного проектирования».
— В разделении между федеральными и региональными налогами большие дыры. Лесной кодекс, Водный, Налоговый — везде есть проблемы. Как говорят иностранцы, непрозрачность кодексов приводит к тому, что возможные сделки получают ярлык «inbankable deal». Региональная власть может влезть в любой проект, к примеру, строительство дороги, и под предлогом, что этот проект приведет к социальным взрывам в регионе, понизить процентные ставки доходов участвующих в проекте частных компаний в качестве компенсации риска.
Кроме того, как отметил Игорь Юргенс, в России инвесторам трудно просчитать свои риски: «У нас на
— Или мы модернизируемся и будем оставаться в Восьмёрке или Двадцатке ведущих стран мира, или мы сильно отстанем и будем отброшены назад. Несмотря на все трудности, мы должны будем их преодолевать, — подчеркнул он. — Документ Центра развития и государственного партнёрства — это не просто интеллектуальный экзерсис. Всё ценное из него войдёт в выступление Дмитрия Анатольевича в июне. Наша встреча и этот доклад — не для того чтобы воздух сотрясать, а для того чтобы помогать модернизации государства, которая иначе как такими методами не делается. Важно понять серьёзность ситуации и приступить к действиям.
Справка:
Исследовательский проект «Развитие государственно-частного партнерства в регионах Центрального федерального округа: инвестиции и инфраструктура» проводился Институтом современного развития и Центром развития государственно-частного партнерства в период с декабря 2009г. по апрель 2010г.
Цель исследования — сбор и анализ информации о развитии механизмов и практики государственно-частного партнерства в 18 субъектах Центрального федерального округа.
Смотрите также:
- Будущее энергетики. Предприятие Казахстана подает пример оптимизации →
- Единый стандарт. Как привлечь к торгам только надёжные компании? →
- Российский бизнес приобщается к устойчивому развитию →