Тень закона. Как и почему страной управляют лоббисты

Прилюдно депутаты произносят пронародные речи, а голосуют чаще за меры в пользу бизнеса. Либо делают в законопроектах такие «дыры», что воспользоваться ими можно разве что в качестве наглядного экспоната под названием «Так формулировать нельзя». Всяческим несостыковкам со здравым смыслом тексты, которые благодаря депутатам Госдумы обретают статус законов, обязаны лоббистам. В массовом сознании это люди с денежным чемоданом, имеющие доступ в правильные кабинеты. Это верно, но лишь отчасти. Если бы речь шла только о взятках, то есть о нарушении уголовного законодательства, то вычислить их, а значит, и бороться с ними было бы, как ни странно, проще. Но взятки в натуральном виде давно стали архаизмом — заинтересовывают всё больше иными дарами. Например, чиновников нередко «ловят» на удочку их незнания жизни. Ну что можно узнать о стране, не вставая со своего рабочего кресла? А ведь решения-то принимать надо. Вот им и подсовывают всяческую «правильную» информацию. Чиновники в большинстве своём ленивы, оправдываясь тем, что у них небольшие доходы (неофициальные суммы в расчёт не берутся). А защитники интереса бизнеса свою мотивацию не скрывают. И начинается она у них от оклада в 15 тыс. долл. в месяц. Впечатляет?!

   
   

Привычно сравнивая Россию с Европой, выясним, что там лоббисты — это законопослушные граждане. Они допускаются на законотворческие мероприятия с условием, что не будут выдавать себя за госчиновников или независимых экспертов, а перед выступлением честно признаются: «Лоббирую интересы такой-то бизнес-структуры».

Кто такие лоббисты в России — проще разъяснить на примере недавно принятого закона о торговле. Работа над ним велась для того, чтобы снизить стоимость товаров путём изъятия из ценников различных накруток торговых сетей. Понятно, что торговые сети просто так свою прибыль терять не хотели. Поэтому всячески пытались всех убедить, что закон ДЛЯ НАРОДА на самом деле сыграет ПРОТИВ НАРОДА. За качество этого убеждения и отвечали лоббисты. Они выступали в СМИ, агитировали депутатов, «давили» на госчиновников, вкладывали свои убеждения в уста авторитетных экспертов, даже заставляли своих сотрудников участвовать в различных независимых опросах, чтобы народное мнение показало выгодную им, лоббистам, точку зрения. Счёт пока 1:0 в пользу нас с вами. Но лобби не угомонилось и, похоже, планирует затеять новую возню.

Как рассказал источник «АиФ» из одного из постсоветских правительств, была особо показательная история:

— Вечером министры обсудили текст, утром оставалось только его подписать. Подписали. А когда текст закона пошёл выше, выяснилось, что его подменили. За ночь. Кто? Как? Историю замяли.

Откуда берутся серые кардиналы?

Мария Голованивская, профессор МГУ, эксперт по вопросам взаимоотношений власти и бизнеса:

— Ими являются либо те, кто когда-то работал во власти и знает «ходы-выходы», либо те, кто эту власть обслуживал и в процессе познакомился «с кем надо». Ну, например, готовило агентство саммит, проверяло, работают ли микрофоны, и между делом познакомилось «даже страшно сказать с кем». А затем начало продавать возможность аудиенции с этим «кем».

   
   

Читать далее >>