В рейтинге CB Richard Ellis Москва вошла в десятку городов мира с самой дорогой недвижимостью. Российская столица, где в 2009 году средняя арендная ставка достигала $5400 за кв. м в год, заняла седьмое место, уступив Нью-Йорку ($12000 за кв. м), Гонконгу ($7000 за кв. м), Парижу ($6300 за кв. м), Сиднею ($5850 з кв. м), Токио ($5690 за кв. м) и Лондону ($5560 за кв. м). Cреди европейских городов Москва оказалось на третьей позиции.
Столичный девелоперский бизнес миновал ту опасную стадию, когда торговые сети требовали от девелоперов лояльности, которая могла бы привести, как минимум, к снижению доходности, а, как максимум, к разорению собственников. Ритейлеры в ультимативном порядке заявляли, что если владельцы столичных торговых центров не снизят арендные платежи и не предоставят «рентные каникулы» хотя бы на три месяца, то позакрывают свои точки в объектах несговорчивых собственников.
Такая тенденция, возникшая в самый разгар финансового кризиса, заставила экспертов говорить о том, что самым уязвимым сегментом на московском рынке недвижимости окажутся именно торгово-развлекательные центры. Но, как показали итоги 2009 года, среди всей коммерческой недвижимости Москвы именно торговый сегмент оказался более устойчивым. В прошлом году в Москве открылось рекордное число крупных торгцентров общей площадью 489,4 тыс. кв. м, в то время как в
Многие девелоперы по-прежнему довольно хорошо себя чувствуют, а владельцы наиболее популярных у москвичей и гостей города торговых центров даже получают престижные премии. Недавно торгово-развлекательный центр «Европейский» у Киевского вокзала стал лауреатом премии Russian Entertainment Awards в номинации «Развлекательный центр 2009 года». Кроме того, «Европейский» удостоен второго места в номинации «Торговый комплекс» в конкурсе «Золотая десятка потребительского рынка и услуг», организованном правительством Москвы, и ряд других дипломов и наград. Строго говоря, если даже «Европейский» и не был бы удостоен наград, то это никак не повлияло бы на поток покупателей.
По данным экспертов торговой недвижимости, еще до кризиса покупателей в «Европейском» было в три раза больше, чем в легендарном ЦУМе или ГУМе. Сейчас разрыв оказался ощутимым: покупателей в торговом центре у Киевского вокзала оказалось почти в пять раз больше, чем в центральных универмагах столицы. Причина этому очевидна: в крупных торгцентрах в пределах Кремля собраны в основном люксовые бренды, в то время как владельцам «Европейского» удалось привлечь ритейлеров, развивающих более демократичные марки одежды и аксессуаров. В кризис покупатель стал более разборчивым при покупках: на первом месте не бренд, а доступность товара.
Смотрите также:
- Жилье в Центральном округе продают дороже его реальной стоимости →
- Москва попала в тройку городов с самой дорогой арендой жилья →
- На какие товары и услуги в столице самые высокие цены →