Начало подготовки к Великому посту. Неделя о мытаре и фарисее

Категория:  Христианство

Начало подготовки к Великому посту. Неделя о мытаре и фарисее

   
   
Ответ редакции

Последнее обновление — 1 февраля 2015 года

1 февраля 2015 года — первая подготовительная неделя к Великому посту — Неделя о мытаре и фарисее. Притча о мытаре и фарисее рассказывает о важности искреннего покаяния и выражает ту духовную истину, что «Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать».

Подготовительные недели к Великому посту

Подготовка к Великому посту включает четыре Недели: Неделю о мытаре и фарисее, Неделю о блудном сыне, Неделю о Страшном суде и Неделю Сыропустную, однако между 1 и 23 февраля (первым днём поста в 2015 году) — всего три календарные недели. Как это объяснить? Дело в том, что на языке Церкви словом «Неделя» называют лишь один день — воскресный. 

Лингвисты полагают, что слово «неделя» происходит от словосочетания «не делати» — не работать, отдыхать, т. е. посвящать этот день Богу. В польском, болгарском, словацком, чешском и украинском языках название дня, в который не делают дел, — «неделя» — сохранено. Подготовка к Великому посту включает четыре воскресенья: начинается воскресным днём — Неделей о мытаре и фарисее, длится три седмицы и завершается Прощёным воскресеньем (Сыропустной Неделей).

Прощёное воскресенье предваряет Великий пост, который начинается с понедельника. Первый воскресный день (Неделя) Великого поста называется «Торжество православия» (в 2015 году — 1 марта).

Что можно и нельзя в Великий пост? Онлайн с настоятелем храма Святой Троицы в Хохлах Алексеем Уминским>>

Что означает Неделя о мытаре и фарисее?

В этот день на Литургии в храмах читают отрывок из Евангелия «О мытаре и фарисее» (Лк 18:10-14):

«Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне, грешнику! Сказываю вам, что сей пошёл оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится».

Фарисей и мытарь, фрески в стиле барокко в базилике в Оттобойрен. Фото: Commons.wikimedia.org / Johannes Böckh & Thomas Mirtsch

Мытарь олицетворяет кающегося грешника, а фарисей — человека, внешне соблюдающего благочестие, гордящегося этим и не видящего своих грехов. Церковь напоминает о том, что трезвое видение своих ошибок и стремление исправить свою жизнь (покаяние — по-гречески — метанойя, перемена ума) — это и есть истинный путь к спасению, а гордыня, напротив, главный источник грехов и причина гибели.

Чтение этой притчи из Евангелия призывает верующих подойти к посту с покаянием и без гордыни. С этого дня и до пятой недели Великого поста за Всенощным бдением после чтения Евангелия поётся покаянная молитва: «Покаяния отверзи ми двери».

Сплошная седмица

Все виды поста в течение первых семи дней подготовки к Великому посту отменяются. Нет даже обычного поста в среду и пятницу, поэтому эту неделю называют Сплошной седмицей. Это установление символизирует отказ христианина от мнимой праведности фарисея («…пощусь два раза в неделю…»).

Следующее воскресенье — Неделя о блудном сыне — в 2015 году выпадает на 8 февраля.