«Компьютерная ошибка». Почему самолет Air France не пустили в небо России?

alex-s / Flickr.com

Самолет французской авиакомпании, совершавший рейс во Вьетнам, не смог пересечь границу России и вынужден был вернуться в парижский аэропорт. Такую достаточно неожиданную информацию распространила 2 ноября радиостанция Europe 1.

   
   

«Никто с таким ранее не сталкивался»

Пассажирка рейса, который направлялся во вьетнамский город Хошимин, рассказала репортерам следующее: «Через несколько часов полета капитан судна заявил, что борт не получил разрешение на полет в воздушном пространстве России и самолет вынужден вернуться обратно в Париж. Все пассажиры были крайне удивлены. Никто с таким ранее не сталкивался».

Рейс выполняла авиакомпания Аir France. Журналистам Europe 1 представители авиаперевозчика подтвердили факт инцидента, однако затруднились его объяснить. При этом беседовавший с журналистами сотрудник компании выдвинул предположение: «Компьютерная ошибка».

После публикации информации в российских СМИ многие пользователи в социальных сетях заговорили о том, что происшедшее как-то связано с непростыми политическими отношениями России и Запада.

«Маршрут был значительно изменен»

Но, судя по всему, политика тут совершенно ни при чем.

Как заявили ТАСС в Росавиации, данный французский рейс обычно выполняется по воздушным трассам, которые не затрагивают территорию России. В этот раз, однако, самолет изменил курс.

«1 ноября 2018 года маршрут следования рейса AF 258 был значительно изменен и проложен через российское воздушное пространство. При этом соответствующего разрешения на использования воздушного пространства РФ авиакомпания не запросила, — подчеркнули в Росавиации. Экипаж самолета был проинформирован Госкорпорацией по организации воздушного движения в Российской Федерации об отсутствии разрешения на пролет. Одновременно с этим Госкорпорация сообщила о готовности в оперативном порядке обработать запрос и без задержек обеспечить пролет воздушного судна с пассажирами над территорией России. Однако пилоты приняли самостоятельное решение прекратить выполнение рейса и не входить в воздушное пространство РФ», — приводит ТАСС заявление ведомства.

   
   

Поворот не туда

В центре внимания оказался регулярный рейс авиакомпании Air France AF 258 Париж—Хошимин. Эти рейсы осуществляются по вторникам, четвергам и субботам из парижского аэропорта Шарля де Голля на самолетах «Боинг 777-300EP». Расчетное время в пути – 12 часов 5 минут. Обычный маршрут рейса AF 258 проходит над Австрией, Венгрией, Румынией, Черным морем, Закавказьем, Туркменией, после чего лайнер пролетает над Афганистаном, Пакистаном и Индией.

Но 1 ноября AF 258 с самого начала полетел не туда. Покинув небо Франции, лайнер прошел над Люксембургом, Германией, Польшей. Когда самолет появился в небе Белоруссии и стал приближаться к границам России, выяснилось, что положенного разрешения у самолета нет. Судя по тому, что пилот отказался от предложения оперативно решить вопрос с оформлением разрешения, для него самого такой поворот событий оказался неожиданным.

Почему никто раньше не обратил внимания на то, что AF 258 летит не так, как обычно? По всей видимости, виновата действительно компьютерная программа, а люди, привыкшие доверять умной технике, вовремя не сориентировались. В данном случае такой казус завершился благополучно для пилотов и пассажиров. Корректировка планов и опоздание — это не худшее, что может случиться.

Трагедия южнокорейского «Боинга»: к чему может привести неверный маршрут

1 сентября 1983 года в небе над Сахалином был сбит авиалайнер Boeing 747-230B авиакомпании Korean Air Lines (KAL) выполнял международный рейс KE007 по маршруту Нью-Йорк—Анкоридж—Сеул.  Сбитый советским истребителем Су-15 «Боинг» рухнул в пролив Лаперуза. Погибли 246 пассажиров и 23 члена экипажа.

Запад обвинил Советский Союз в намеренном уничтожении пассажирского лайнера. Однако было установлено, что «Боинг» отклонился от маршрута и дважды вторгался в воздушное пространство СССР, совершая полет в закрытой зоне над рядом военных объектов. Советская сторона настаивала, что «Боинг» выполнял разведывательную миссию. Несмотря на то, что страны Запада и Южная Корея с гневом отвергали подобную возможность, факт оставался фактом — рейс KE007 действительно отклонился от обычного курса на целых 500 километров, оказавшись над советской территорией.

Лишь много лет спустя Международная организация гражданской авиации (ИКАО) сформулировала версию, которая на сегодня считается наиболее вероятной. Экипаж «Боинга» неправильно настроил автопилот и затем не выполнял надлежащих проверок для уточнения текущих координат. В результате автопилот вел самолет не обычным маршрутом, а «напролом», через территорию СССР. Отсутствие взаимодействия между странами в условиях напряженной международной обстановки, наличие в данном районе американских самолетов-разведчиков, а также темное время суток привели к тому, что командование ПВО СССР посчитало «Боинг» вражеским разведчиком. Итог — 269 погибших.