Слабая опора: почему в России падают мосты

Вантовый мост на остров Русский. Фото: РИА Новости

Ростехнадзор не выявил серьезных нарушений на мосту через бухту Золотой Рог, который соединяет Владивосток и остров Русский, слухи о возможном обрушении моста не подтвердились. Тем не менее, неприятные истории с мостами стали для России почти обыденными: только за последние три месяца серьезный ремонт потребовался трем значительным объектам.

   
   

Русский остров

Ростехнадзор выдал предписание строительной компании «УСК МОСТ» об устранении недостатков на мосту на остров Русский, который был построен во Владивостоке к сентябрьскому саммиту АТЭС-2012. Согласно официальной информации ведомства, внешней деформации из-за погодных условий подверглись ванты, стальные тросы, которые связывают дорожное полотно с бетонными колоннами. При этом результаты проверки подтвердили безопасность моста.

Проверка сооружения началась сразу после возникновения полемики в местных СМИ. 6 февраля владивостокское интернет-издание Vl.ru сообщило о деформации девяти тросов, в результате которых могла вырасти нагрузка на остальные ванты. К сообщению были приложены фотографии, демонстрирующие стальные канаты, которые приняли волнообразную форму. Специалисты Ростехнадзора объяснили неприглядный внешний вид конструкций деформацией кожуха, который призван защищать сами тросы от воздействия окружающей среды и не несет существенной функции. Примечательно, что Русский мост уже не первый раз оказался в центре скандала: в середине января прокуратура Приморья завела уголовное дело по факту хищения 96 млн рублей на стройке. По версии следствия, сотрудник службы безопасности подрядной компании «Мостовик» Рафаэль Джавадов наладил схему незаконного сбыта металла, предназначавшегося для возведения моста. Внимание к общественности к объекту объясняется дороговизной строительства – суммарно мост на остров обошелся федеральному бюджету более чем в 32 млрд рублей.

 

Мост на реке Чепце. Фото: скриншот сайта chepetsk.ru

 

Кировский потоп

Русский – не единственный мост в России, вокруг которого в последнее время постоянно возникают скандалы. Подобные истории разыгрываются и вокруг наплавного моста через реку Чепцу. В середине ноября 2012 года, через месяц после открытия, уровень воды поднялся - и сооружение затопило. В итоге движение полностью прекратилось. Сейчас мост фактически вмерз в реку. Местные власти приняли решение о необходимости перестройки части конструкции, которая обойдется примерно в 1,5 млн рублей. Цена ремонта составит чуть больше 5% от первоначальной стоимости объекта, которая оценивается в 28 млн рублей. Кроме того, эксплуатация сооружения ежегодно будет дополнительно обходиться муниципалитету в 3-4 млн рублей.

Неверный расчет

Другая неприятная история недавно произошла в Борисоглебске, где в январе этого года обрушились два 34-метровых пролета строящегося моста через реку Ворона. Кроме того, в воду упал 40-тонный автокран. Сооружение располагается на автомобильной трассе Курск-Саратов. В ходе несчастного случая пострадали пять человек, трое из которых погибли. Причиной обеих аварий по версии местного бюро ФКУ «Черноземуправдор» стали ошибки в проектировании, которая допустила архитектурная компания «Институт Гипростроймост», разрабатывающая проект. Специалисты неверно рассчитали нагрузку, которую придется выдерживать железобетонным плитам, что привело к использованию непригодных для моста материалов. Сейчас муниципальные власти нашли нового подрядчика для корректировки смет и проведения ремонта, который должен закончиться осень этого года. Издержки, понесенные из-за аварии, будут известны после завершения предварительных расчетов.

   
   

По сходным причинам в конце ноября прошлого года разрушился 200-метровый мост через реку Хилок в Бурятии – объект не выдержал веса 50-тонного грузовика с углем. По данным проектировщиков предельный вес для объекта составляет всего 40 тонн. Но есть и альтернативная версия развития событий: в качестве возможной причины обрушения местные СМИ указывают ванадализм, в частности – воровство металлических креплений. Само сооружение было достаточно новым – строительство стоимостью в 110 млн рублей закончили в 2008 году. С наступлением тепла местные власти рассчитывают заняться ремонтом сооружения, а жителям района пока приходится пользоваться ледовой переправой.