Мурманский участковый заставлял человека сознаться в краже телефона, уговаривая его с помощью укусов служебной собаки. К трём годам лишения свободы условно приговорён милиционер, проходивший по громкому делу «благовещенских милиционеров», которые в декабре 2004 г. навели ужас на целый башкирский город. 340 человек тогда получили серьёзные травмы. Это только сообщения последних дней. Почему более 80% наших сограждан боятся и не доверяют милиции? Что делать, если вас необоснованно задержали или даже засудили? Ответы на эти вопросы - в материалах журналистов «АиФ» и экспертов.
Был сын, осталась справка
23-летнего Владимира Назаренко из села Гостищево Белгородской области сожгли во дворе отделения милиции.
Эта семья приехала в Гостищево 4 года назад. Купили дом, обзавелись хозяйством. До этого изрядно помыкались: из Казахстана в начале 90-х перебрались сначала в Иркутскую область, потом - на Белгородчину. У Елены и Петра Назаренко росли двое сыновей. Старший, Сергей, ещё в середине 90-х в 20 лет уехал на заработки в Москву и там пропал. Искали через милицию, программу «Жди меня» - никаких вестей. Переживали страшно, поэтому младшего Володю оберегали буквально от всего. Не уберегли…
Работал Владимир в Белгороде в локомотивном депо ремонтником тепловозов. Хотел выучиться на машиниста, заработать побольше денег и сыграть большую, на всё село, свадьбу со своей гражданской женой Татьяной. Теперь остался сиротой их двухлетний сын Алёша.
Гостищево - село большое, однако жуткие слухи о смерти парня облетели его мгновенно. Нашлось немало очевидцев: кто-то видел, как в ночь с 1 на 2 мая он с товарищами пошёл отмечать праздник в бар «Оса», расположенный неподалёку от поселкового опорного пункта милиции. Кто-то наблюдал, как накануне в баре он что-то не очень вежливое сказал милиционеру, праздновавшему там день рождения, и тот пригрозил в ответ: «Ну погоди, я с тобой ещё разберусь». Ранним утром 2 мая односельчане, ожидавшие первую электричку на Белгород, видели, как парня волокли по железнодорожной платформе трое людей. Тот, что был в милицейской форме, заломив ему руки за спину, отвешивал тумаки, а парень кричал: «Да я не брал, не брал!» Видели, как завели его во двор к гаражу, а не в сам отдел милиции, а потом - как взметнулся огненный факел.
«Мы узнали обо всём в полдень 2 мая, - говорит Елена Назаренко. - Прибежала соседка и говорит мне: «Лена, звони в «скорую», с Вовкой беда». Я позвонила и узнала, что его увезли в ожоговое отделение, что у него обгорело всё тело». В больнице Владимир умер.
Упал и не очнулся
«Мы вернулись из Белгорода вечером и сразу пошли в милицию, - продолжает мать погибшего, - а там нам сказали, что они его ночью задержали по подозрению в краже сотового телефона и что он сам себя поджёг - споткнулся о канистру с бензином, а сам в это время курил. Я им говорю - что вы городите, у него всё лицо сгорело, а ноги - нет!»
Уголовное дело пока возбуждено по статье 293 часть 2 УК РФ «Халатность», об этом сообщила «АиФ» пресс-секретарь Следственного управления СК при прокуратуре РФ по Белгородской области Е. Козырева. Когда сына забирали из морга, убитые горем родителям получили свидетельство о смерти, приведшее их в ужас. В нём cудмедэксперт Н. Е. Красников удостоверяет на основе вскрытия, что «род смерти не установлен», «обстоятельства и место травмы неизвестны», а причина смерти - «ожог термический туловища 3-й степени» и «воздействие огнём и пламенем с неопределёнными намерениями в неуточнённом месте».
«Как же «неопределённое», если возле милиции сожгли и «скорую» оттуда вызвали?» - недоумевает мать, рассматривая справку - всё, что осталось от сына. Батюшка, отпевавший покойного, советовал хоронить его в закрытом гробу, но мать отказалась, сказав: «Пусть люди видят, как наша милиция нас бережёт».
ПРЕСТУПЛЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ
В сентябре 1998 г. Алексея Михеева из Нижнего Новгорода задержали по подозрению в убийстве девушки, которую якобы с ним видели. Милиционеры пытками выбивали из Алексея признательные показания. Не выдержав, он выбросился с 3-го этажа и теперь инвалид. Девушка через несколько дней вернулась невредимая. Через 7 лет борьбы милиционеров приговорили к 4 годам лишения свободы. По решению Европейского суда по правам человека Алексей получил компенсацию в 250 000 евро. Они потрачены на лечение.
1 сентября 2004 г. была захвачена школа № 1 в Беслане. Погибли 334 человека. Местных милиционеров обвинили в халатности. Они были амнистированы в мае 2007 г. Ещё двое - начальник Малгобекского РОВД Евлоев и его заместитель Котиев вообще оправданы: не виноваты они, оказывается, в том, что через вверенную им территорию беспрепятственно передвигались боевики. Несмотря на протесты, суды разных инстанций оставили приговор в силе. Генпрокуратура добивается отмены этого постановления.
В сентябре 2007 г. начальник ОБЭП Томской области Геннадий Никифоров допрашивал в своём кабинете местного бизнесмена Игоря Вахненко. По версии Никифорова, во время допроса предпринимателю стало плохо. Испугавшись, что он умер, начальник отдела с подчинённым выбросили тело Вахненко из окна и вывезли в лес. Там его и нашли 4 октября. В середине мая начальнику ОБЭП предъявлено обвинение в убийстве, совершённом с особой жестокостью.
Без вины осуждённые
В Екатеринбурге прошло первое заседание общественной организации, объединившей родственников тех, кто безвинно пострадал от рук милиции и суда.
Инициатор создания движения Алексей Соколов (на фото) отсидел 7 лет в колонии за преступление, которого не совершал. «Жена моего знакомого решила избавиться от мужа и подбросила ему краденые вещи. Я зашёл к нему, когда милиция орудовала в квартире, - вспоминает Алексей. - Меня взяли «за компанию», сказав: «Значит, этот тоже участвовал в разбойном нападении». На суде мать той женщины дала против меня показания, мол, я оставил в её чулане обрез. Обрез нашли, но на нём были не мои отпечатки пальцев. Пожилая дама заявила, что я пришёл к ней 6-го числа, на что я ответил, что это невозможно, поскольку уже 5-го числа находился в КПЗ. Она тут же поменяла показания, и суд их учёл.
«Фабрика пыток»
Я был осуждён на основании показаний одного-единственного человека!!! Я не мог поверить, что так бывает. Вышел из колонии в 27 лет с тяжёлой формой туберкулёза. На воле врач, посмотрев медицинские документы из колонии, сказала: «Здесь написано, что вы - труп. У вас распад лёгких». «Значит, я - живой труп», - ответил Алексей.
Сейчас А. Соколову 35 лет, есть семья, двое детей, работает менеджером. Но есть и «вторая жизнь», в которой он помогает собратьям по несчастью: «С помощью родственников мы собрали документы на 20 с лишним человек, которые попали в тюрьму «за просто так». Докопались до страшных вещей. В местной ИК (исправительной колонии № 2) действовала «фабрика пыток», где из подследственных выбивали нужные показания. В колонию подозреваемых привозили, кого - на день, кого - на две недели. С ними «работали» заключённые, специально отобранные сотрудниками милиции. Под пытками люди сами себя оговаривали, мне известен случай, когда подследственный А. Скворцов взял на себя 27 эпизодов (преступлений. - Ред.). Мало того что он себя оговорил, так ещё и других невиновных за собой потянул, потому что милиция хотела сфабриковать дело о банде преступников. В итоге он оклеветал мужа сестры. Когда того взяли, он под пытками дал показания на соседа по дому, а тот в свою очередь ещё на одного знакомого. Получилась «преступная группа» из пяти человек. Адвокатов к ним не допускали. Подписывая бумаги, они думали: на суде я расскажу, что на меня оказывали давление. Однако судья заявил: ты же подписал повинную - получай срок. И они получили по 10 и более лет.
Таким образом милиция «раскрывает» преступления, по которым не удалось найти реальных виновных. Ломая судьбы, делают себе хорошую статистику, получают премии и звёздочки на погоны. Эта методика стала настолько популярна, что подследственных в колонию стали привозить даже из соседних регионов».
Дополнительную информацию вы можете прочитать в материале «Вы стали жертвой правонарушения: куда звонить?».
Один случай
С доказательствами существования «фабрики пыток» Соколов не раз ездил в Москву, «бил во все колокола». В итоге в Екатеринбург нагрянули с проверкой из Минюста и МВД. Опросили тех, кто, по картотеке Алексея, прошёл через «фабрику пыток». Сняли с должности начальника колонии, туда перестали возить подследственных. «Однако сам факт существования «фабрики пыток» высокое начальство не признало, иначе бы пришлось отменять половину приговоров по Свердловской области, - говорит Соколов. - Безвинные люди со сроками от 10 лет и больше сидят за решёткой».
На памяти у Алексея только один случай, когда человек, сидя в тюрьме, сумел доказать свою невиновность: «Предприниматель из Алапаевска Равиль Аскаров был осуждён за убийство девушки, которую даже не видел в глаза. Он отсидел 5 лет, когда суд наконец признал его невиновность. Это произошло лишь потому, что все эти годы он и его адвокат активно боролись».
Свою организацию активисты из Екатеринбурга хотят назвать «Правовая основа»: «Мы будем собирать информацию о бесчинствах милиции со всей страны. Организуем сайт, на котором заведём список недобросовестных судей. Всё общество должно подняться на борьбу с этим злом, ведь от него никто не застрахован. Уж поверьте».
P. S. «Факт существования в России «фабрики пыток» не укладывается в голове, - сказал «АиФ» председатель Комиссии Общественной палаты РФ по общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов, силовых структур и реформированию судебно-правовой системы Анатолий Кучерена. - Я готов лично заняться этим делом, если создатели «Правовой основы» передадут мне документы, подтверждающие преступные действия милиции. Речь может идти даже о выезде членов палаты в Екатеринбург».
В свою очередь «АиФ» будет следить за развитием событий.
В семье не без «уродов»?
Как утверждают в Департаменте собственной безопасности (ДСБ) МВД России, им удалось создать адекватную, современную и достоверную систему контроля за своими сотрудниками. Впрочем, как подчёркивают в ДСБ, сотрудники российской милиции в абсолютном своём большинстве честно и самоотверженно, зачастую с риском для жизни и в сложнейших условиях, выполняют служебный долг. В той или иной степени к нарушениям законности причастны не более 3-4% сотрудников ОВД.
С 1 января 2007 года в МВД начала функционировать новая ведомственная система учёта нарушений законности, совершаемых сотрудниками милиции. Согласно её данным, в 2007 году к различным видам ответственности привлечено 44 тыс. сотрудников ОВД. В отношении 4,3 тыс. возбуждены уголовные дела, из которых 535 - в отношении руководителей милиции и миграционной службы различного ранга. Раскрыто свыше 3 тыс. преступлений коррупционной направленности. В результате применения подразделениями собственной безопасности методов профилактики за минувший год предотвращено 3,6 тыс. правонарушений.
С заявлениями и жалобами на действия работников милиции в подразделения собственной безопасности обратилось порядка 27 тыс. граждан. К дисциплинарной ответственности привлечено свыше 10 тыс. сотрудников ОВД, более 1,5 тыс. уволено из органов.
ГРОМКИЕ ДЕЛА
■ 19 ноября 2002 г. арестован следователь Кузьминской межрайонной прокуратуры Салман Рзаев. Он занимался легализацией угнанных машин.
■ 23 июня 2003 г. задержаны генерал-лейтенант МЧС Владимир Ганеев и 6 офицеров МУРа. Они вымогали у бизнесменов деньги за «крышу».
■ 22 сентября 2003 г. задержаны начальник РОВД Будённовска Руслан Геворкян и двое его подчинённых. Их обвинили в превышении должностных полномочий и вымогательстве.
Все они осуждены и приговорены к большим срокам заключения.
Как не стать жертвой милицейского беспредела? Эту информацию вы можете прочитать здесь.
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ
Павел Астахов, адвокат, член Общественной палаты:
- Главная защита от произвола - это уверенное знание гражданами своих прав. Мне известно немало примеров, когда граждане, уверенно цитируя свои права и обязанности, буквально обезоруживали милицейских работников. Знать Конституцию небесполезно. Другое дело, что кто-то, даже зная свои права назубок, не в состоянии переспорить милиционеров. Поэтому есть другой хороший рецепт от произвола - объединение граждан, пострадавших от действий милиции, - это могучая сила. И тем, кто забывает, что власть по Конституции зависима от народа, надо об этом напоминать.
Смотрите также:
- Кущёвский синдром России. Преступные группировки срослись с милицией и диктуют правила жизни →
- Анна Берсенева: Побывав в милиции, мой друг подумал, что оказался в бандитском притоне →
- Президент приголубил нежных милиционеров →