Мигалки: как остановить беспредел на дорогах?

Список жертв ДТП с уча­стием чиновных машин продолжает исправно пополняться. За полгода стало широко известно о десятках подобных случаев.

   
   

Глава города Сокол насмерть сбил на трассе пешехода. Руководитель управы столичного района Северное Бутово протаранил мотоцикл, водитель скончался на месте. Помощник прокурора Саратовской обла­сти врезался в легковушку: два человека пострадали, а силовик сбежал из больницы - похоже, чтобы избежать экспертизы на алкоголь. В авариях побывали кортежи тульского губернатора и даже премьер-министра Дмитрия Медведева.

Власть над правилами

Конечно же, в аварии попадают не только чиновники и силовики. Не во всех ДТП с их участи­ем вина лежит именно на них и их водителях. С другой стороны, много лет «АиФ» пишет о беспределе, который устраивают на российских дорогах «неприкасаемые» всех мастей. Наплевательство на других участников дорожного движения и безнаказанность - вот их привычный стиль вождения. Много лет в ответ мы слышим заверения властей, например, в том, что число мигалок неуклонно сокращается (если сложить все циркуляры на эту тему, то количество спецсигналов должно было уже достигнуть отрицательных величин), а власть имущие нарушители ПДД выявляются и сурово призываются к ответу.

Но достаточно проехать по улицам столицы в час пик, чтобы убедиться: на одни машины - с мигалками или талончиками под стеклом - автоинспекторы не обращают внимания, другие отпускают после демонстрации из салона красной корочки. Автомобили своих шишек «в лицо» знают и автополицейские в провинции - при проезде очередной, бывает, берут под козырёк.

А что же системы автоматической видеофиксации нарушений, которым, по идее, плевать на крутость нарушителей? Может, хотя бы роботы не прогибаются «под началь­ство»? Отнюдь. Наш источник в автоинспекции рассказывает: беспристрастность автоматических камер могут «ручками» поправить сотрудники, которые оформляют извещения об уплате штрафов. «Доказательств такой избирательной работы у нас нет, - говорит Алексей Дозоров, председатель движения «Комитет по защите прав автомобилистов». - Но не секрет, что автомобили с блатными государственными сериями номерных знаков - ЕКХ, АМР и т. д. - вообще исключены из общей базы ГИБДД. Информация по этим машинам предоставляется только по специальному письменному запросу, автоматические камеры их, видимо, даже и не узнают». Но если из базы данных можно вымарать блатной номер, то за увесистое «спасибо» ответственному сотруднику из списка можно исключить и обычный? Да что там базы данных - буквально на прошлой неделе задержали майора полиции, который за полмиллиона евро предложил генеральному директору коммерческой фирмы «вип-комплект»: и сами номера серии АМР, и разрешение на свето­звуковые сигналы, и бумажку, ограничивающую право сотрудников ГИБДД на досмотр.

Монополия на наказание

Народ уже настолько устал от безнаказанности отморозков с мигалками, с корочками или просто с деньгами, что, не надеясь на правоохранителей, пытается сам добиться справедливости. Активисты различных общественных движений ежедневно выкладывают в Интернет записи собственных видеорегистраторов - миниатюрных видеокамер, установленных в авто. Каков результат? Извинения провинившихся редки, как солнечные затмения. Так, «покаялись» и заплатили штрафы (хоть и свалили всё на своих водителей) кировский губернатор Никита Белыхи ульянов­ский Сергей Морозов. Машину первого недавно застукали на газоне, авто второго - на парковке для инвалидов.

Самые активные поборники соблюдения ПДД и равноправия на дорогах шлют записи своих видеорегистраторов в ГИБДД. Но такие обращения чаще всего исчезают без следа. «Дьявол, как всегда, в деталях, - поясняет Алексей Дозоров. - В документах сказано, что нарушение должно быть зафиксировано работающими в автоматическом режиме уст­ройствами фотовидео­фиксации. Полицейские часто не признают таковыми видеорегистраторы автолюбителей. Однажды я пытался привлечь к ответственности инспектора ДПС, проехавшего через закрытый железнодорожный переезд. Для того чтобы добиться результата, потребовалось полгода хождения по инстанциям. Но к этому моменту срок давности по делу истёк... Случались и более печальные ситуации: после заявления активистов «служивые» нарушители угрожали гражданам. А однажды на заявление о выехавшем на встречную полосу с неработающей мигалкой автомобиле ГИБДД нам официально ответили: его шофёр спецсигналы включал, но не заметил, что они неисправны».

   
   

«Пришлось изучить опыт европейских стран, - говорит Пётр Шкуматов, координатор движения «Общество синих ведёрок». - Там полиция призывает сообщать о нарушениях. Даже рекламу дают. В Германии, например, можно стать внештатным сотрудником, поставить себе в машину радар и зарабатывать 40% от суммы штрафов. У нас же наоборот - серьёзное противодействие со стороны силовых ведомств. Недавно был запредельный случай: сотрудники Зеленоградской ГИБДД силой удалили все видео с флеш-карты водителя».

Ситуация запущенная и возмутительная. Поэтому для начала не стоит ли полицей­скому начальству чётко ответить на вопрос: если они дейст­вительно добиваются порядка на дорогах, то не пора ли уже изменить ведомственные инструкции, принимать в работу автолюбительское видео и в каждом случае извещать авторов о принятых мерах? Ведь регистраторов в машинах всё больше, количество роликов в Интернете растёт. В последнее время среди них всё чаще появляются и такие: автомобиль лоб в лоб сталкивается с машиной очередного дорожного хама, выскакивающего на встречку. Чтобы власти засуетились, должны начаться первые дорожные тараны с жертвами?