Борис Кагарлицкий. Навальный вряд ли захочет встречать Новый год за решеткой

Минувшей ночью на свободу вышли лидеры несистемной оппозиции Алексей Навальный и Илья Яшин, арестованные на 15 суток за участие в митинге на Чистых прудах 5 декабря за то, что повели за собой толпу к зданию ЦИК на Лубянке. Вне всякого сомнения, они примут самое активное участие и в митинге оппозиции 24 декабря на проспекте Сахарова, где оппозиционеры намерены собрать 50 тысяч человек. В связи с этим у многих может возникнуть вопрос: не попытаются ли вышедшие на свободу активисты вновь повести за собой манифестантов? Спровоцировать беспорядки? В принципе такой сценарий исключить нельзя, однако он настолько мизерен, что в реальности все будет зависеть от действий полиции. От того, как она будет управлять ситуацией.

   
   

5 декабря на Чистых прудах и 6 числа на Триумфальной площади события до известной степени были результатом очень плохой организации мероприятия. На Триумфальной я с ужасом для себя обнаружил, что полиция вела себя абсолютно безграмотно. Она фактически выдавливала людей на Садовое кольцо, что могло привести к перекрытию трассы, а в случае большого числа манифестантов - к большой заварушке. Поэтому исход ситуации зависит не только от того, к чему призовут те или иные лидеры, а от того, как себя будут вести представители правопорядка в случае возникновения каких-либо нештатных ситуаций.

Кроме того, совсем не очевидно, что авторитет Яшина и Навального так велик, что они без согласия других лидеров протеста, без поддержки организованных сил внутри толпы, будут в состоянии как-то радикально развернуть ситуацию. Потому что на самом деле двинуть куда-то толпу – невозможно. Ее можно двинуть изнутри, конечно, если только в ней не возникла паника.

В принципе я себе представляю толпу, которая соберется на проспекте Сахарова. Она достаточно добродушна и не настроена на конфронтацию, в отличие от людей, участвовавших в митинге на Чистых прудах. Там толпа была значительно меньше, поэтому она была более способна к консолидации и настроена более радикально. При тех масштабах, которые сейчас принимают митинги, люди, выходившие 5 числа, составят не более 10-15% от общего числа участников. Соответственно, это и будет определять характер поведения толпы. Это будут совсем другие люди.

Власти сегодня выгодно, чтобы митинг прошел гладко и без происшествий, потому что после того, как он закончится, выяснится, что никакой стратегии развития протестного движения нет. Все пошли домой праздновать Новый год. Такой сценарий сейчас руководство страны устраивает в большей степени.

Сценарий конфликта более выгоден радикальной части оппозиции. Однако не думаю, что они будут сознательно его провоцировать. Если они будут это делать откровенно, то это будет использовано против них самих. Это может стать оправданием властей для более серьезных репрессий в отношении них же. Поэтому люди, только вышедшие после 15 суток тюрьмы, вряд ли будут рваться встречать Новый год за решеткой. Вряд ли они будут настроены на конфронтацию. К тому же оппозиция столкнулась с серьезным фактором неопределенности. Если вы хорошо понимаете настроение масс, то вы можете рискнуть, но надо быть полным идиотом, чтобы рисковать в данной ситуации. Большевики в 1917 году могли повести за собой массы на демонстрацию в центр города, потому что знали, что демонстрация может пройти и без них. Они лишь возглавили этот процесс, который в итоге вынес их на поверхность.

Сейчас совсем не та ситуация. До 1917 нам еще очень далеко. Нет революционного ядра. Поэтому лидер, который будет призывать к каким-то радикальным действиям, может оказаться в меньшинстве. Потерять свои позиции. Это очень рискованная игра. Единственное, что может случиться, это провокация со стороны властей. Может быть - бессознательная, может быть - по глупости. Может, по каким-то другим причинам. Это единственный подарок оппозиции, который власти сейчас могут ей сделать. Потому что в этом случае вся ответственность бы падала на власть. Это можно было бы раскручивать как новый сюжет и после Нового года. Но это зависит от власти. При этом, как это ни странно звучит, сейчас мяч находится на поле Кремля. Исход митинга 24 декабря полностью зависит именно от него.