Это значит, что в месяц около 15 журналистов страдают от физической расправы за свою профессиональную деятельность - за то, что они пишут в газетах, журналах, на сайтах, говорят в эфире! «В XXI веке стало опасно быть журналистом - корреспондентом, фотокорреспондентом. Стало опасно писать о коррупции, быть человеком, который свободно говорит о том, что думает», - обрисовал сложившуюся ситуацию Павел ГУСЕВ, председатель комиссии ОП по коммуникациям, информационной политике и свободе слова, главный редактор «Московского комсомольца». В то время как у всех на устах громкие истории убийства Анны Политковской («Новая газета») и нападения на Олега Кашина («Коммерсантъ»), в регионах происходит массовое насилие в отношении «четвёртой власти». По мнению П. Гусева, вмешаться в ситуацию обязано Министерство связи и массовых коммуникаций РФ: в его силах вести мониторинг деятельности СМИ с использованием данных общественных правозащитных организаций, помогающих журналистам.
Ещё одна насущная проблема - огосударствление СМИ. По данным выступавших, доля независимых газет в стране стремительно уменьшается - в регионах учредителями большинства региональных и муниципальных СМИ (порядка 80%) выступают органы власти.
Согласно бюджету Минфина на 2011-2013 гг. на государственные средства массовой информации будет выделено 174 млрд руб. Кто контролирует, на какую «поддержку» уйдут эти деньги? Иосиф ДИСКИН, председатель комиссии ОП по вопросам развития гражданского общества, отметил, что без «разгосударствления СМИ невозможно обеспечить главную задачу - защиту общественных интересов». По его мнению, начать этот процесс нужно прямо сейчас. При этом Владимир СУНГОРКИН, член комиссии ОП по СМИ, главный редактор газеты «Комсомольская правда», считает, что «в стране нет никакой существенной силы, которая была бы заинтересована в разгосударствлении»: это не нужно ни власти, ни олигархам.
При этом отношение российской власти к медиаотрасли равнодушное: чиновники отказываются применять законные льготные и стимулирующие механизмы для развития газет, журналов, телепередач и радиовыпусков, а также интернет-СМИ. Показателен факт, что в России самые высокие в мире налоги на прессу и книги. Павел Гусев назвал такую политику «экономической цензурой, которая ограничивает доступ населения к печатным СМИ и является нарушением конституционных прав граждан». Откликнется ли на эти пугающие данные власть?
Смотрите также:
- Дела не терпят спешки: почему резонансные преступления в России расследуют годами? →
- Уголовный промысел «белых воротничков» →
- ФСБ попросит не совершать преступлений →