Большинство из 44 погибших игроков и членов команды похоронили в минувшие выходные. Следствие до сих пор не называет причин авиакатастрофы. «АиФ» с помощью экспертов попытался разобраться, в чём всё-таки главная причина пугающе часто повторяющихся трагедий в воздухе.
В нынешнем году по сравнению с 2010 г. количество катастроф возросло в 2 раза, а погибших в них - в 4 раза.
Виноват...непрофессионализм?
«Закупив суперсовременные и супердорогие лайнеры за рубежом, мы полностью не решим проблему российской гражданской авиации. Летать на чудо-самолётах будут наши пилоты, и обслуживать их будут наши технические специалисты. А по статистике, две трети аварий происходят именно по вине человеческого фактора, - рассказал «АиФ» Дмитрий Тарасевич, директор по международным программам НП «Безопасность полётов».
- Это профессионализм, условия работы и изначальная подготовка специалистов. У руководителей авиакомпаний всегда есть искушение получить побольше прибыли за счёт того, чтобы поменьше вложить в безопасность. В России сейчас важно много зарабатывать, профессиональные ценности не в почёте. Это отражается во всех сферах, у людей отключаются внутренние тормоза. Несколько лет назад под Пермью разбился самолёт с пассажирами. Это был импортный аэробус, где пилот взял в кабину своего сына-подростка и посадил его за штурвал... Мы жертвы всеобщей расхлябанности. Вот с чем надо бороться».
...устаревшая техника?
Специалисты в один голос утверждают, что это не так. Более того, эти «устаревшие» технологии уже не раз спасали сотни жизней. Вспомним хотя бы аварийно севший в лесах Коми самолёт Ту-154. Летчики тогда в интервью «АиФ» говорили, что именно лайнер помог им совершить невозможное. Проблема - в отсутствии должного контроля. «Наши законы, увы, позволяют быть не столь щепетильными в отличие от европейских и американских, где технический контроль гораздо жёстче», - сетует Д. Тарасевич. К примеру, у американской машины на каждую деталь есть срок годности. И компания в обязательном порядке должна вовремя деталь или узел заменить. В России за ремонтом следят не так строго, и в самолёт попадают контрафактные детали, которые не выдерживают нагрузок.
...внешние условия?
Качество топлива, которым был заправлен «Як», проверено, и не оно стало причиной аварии. МАК расшифровал «чёрные ящики» и отверг версию о том, что экипаж не успел привести положение всех агрегатов в состояние «на взлёт». Почему самолёт зацепился за мачту? «Речь идёт о так называемом приводном маяке. Его высота 3 м, находится он в 600 м от кромки взлётной полосы, - объяснил Олег Кочанов, гендиректор аэропорта «Туношна». - В этой точке самолёты набирают высоту порядка 30 м. «Як» не набрал необходимой высоты и вдребезги разнёс маяк».
Может быть, дело в высоких чинах? Ведь в городе был международный политический форум, и для них, говорят, расчищали полосу и торопили экипаж. «Убыстрить взлёт нельзя, - говорит Сергей Ковалёв, президент федерального профсоюза авиадиспетчеров, - если ждут важные рейсы, то все другие рейсы задерживают. Я вижу в этой трагедии только технические причины. И быть они могут, к сожалению, где угодно...»
Он не должен был лететь...
«Кто хоть что-нибудь знает о Юре? Неужели он полетел?! Ведь он не должен был!» Друзья Юрия Урычева надеялись, что один из самых молодых игроков команды остался в Ярославле. Ведь на матч с минским «Динамо» он не должен был лететь - у парня была травма и дисквалификация на пять игр. Но он решил поддержать команду и полетел, чтобы в Минске потренироваться с основным составом. Юру воспитывали только мама и бабушка. Чтобы мальчик мог заниматься недешёвым видом спорта, мать разрывалась между несколькими работами. По рассказам друзей, как только Юра начал зарабатывать первые деньги, он всё делал для мамы: дарил подарки, купил ей машину, сделал ремонт в квартире. А потом подарил путёвку в Турцию, из которой она вернулась только в четверг и узнала, что сын погиб...
Юре было всего 20. Он только-только поступил в университет, только попал в основной состав команды - как было не взять в Минск парня, недавно ставшего победителем в составе российской молодёжной сборной на чемпионате мира (помните, как в январе этого года они, проигрывая канадцам по ходу финала, вырвали победу?). Закадычным другом Юры был Максим Зюзякин, с которым он долгое время играл в молодёжном «Локо». И полететь в Минск должен был и Максим, но...
- За день до полёта мне сказали, что я остаюсь в Ярославле играть за молодёжную команду. Я не считаю себя счастливчиком - у меня сейчас другие мысли, - говорит Максим.
Парень до сих пор в шоке. Осознание произошедшего только начало к нему приходить:
- Я потерял вторую семью и своих самых близких друзей.
А своим ангелом-хранителем Максим считает главного тренера молодёжного состава «Локомотива» Петра Воробьёва: «Еле уговорил тренерский штаб не брать Максима в Минск…»
Смотрите также:
- Что нужно делать, чтобы избежать авиакатастроф в России? →
- Эксперт: почему авиадиспетчеры ошибаются всё чаще? →
- Небо как угроза: почему происходят авиакатастрофы →