Старина Фрейд давно утверждал, что большая война должна происходить каждые двадцать лет, чтобы новые поколения могли реализовать природную агрессию. Но сытая и мирная жизнь после Второй Мировой войны привела к тому, что в народах застоялось слишком много отрицательной энергии разрушения. Пугалок Голливуда и компьютерных стрелялок уже явно не достаточно: приелись, да и вообще не тот накал страстей. А вот масштаб японской катастрофы немного выпустил перегретый пар. Обыватель на самом деле испугался реальности чудовищной беды и человеческого горя, сравнимые с последствиями большой войны. И хоть окончательно не излечился, но страх этот оздоравливающий эффект на психику. Жаль – кратковременный. Потому, что для большинства населения земного шара апокалипсис цунами случился в экране телевизора. То есть, стал виртуальным. Жертвы и несчастные люди где-то далеко, но я на своем диване, буду бояться радиации, и чего доброго откажусь от суши. И быть может не стану воевать с родственниками. Как удачно, что Япония равноудалена от цветущих помоек цивилизации в Европе и Америке. Испугавшись далекой радиации, все почему-то забыли, что каждый день мы питаемся продуктами, напичканными заменителями, используем косметику, намешанную из разнообразных химикатов, и дышим выхлопами миллионов автомобилей. А вот радиационное излучение, про которое толком никто не знает, напугало до истерики. Вдруг что-то случится?! Что именно – никого не беспокоит. Главное – пафос наступающей катастрофы: вдруг теперь я умру раньше времени, не доев свежий гамбургер, или не досмотрю любимый сериал! Кое-кто, на всякий случай, уж отравился йодом. Смысла в этих страхах не много, но какая удачная тема, чтобы обсудить с подругой за чашечкой кофе. В общем, неплохо перебояться, чтобы потом приятно провести уикенд.
К сожалению, мы преступно мало знаем о мире, в котором живем и усиленно загаживаем. Мы не знаем, почему сверкает молния, как возникают облака и отчего дует ветер. И мы понятия не имеем, почему возникают цунами на самом деле. При одном землетрясении есть, а при другом – нет. Кстати, мы не знаем, почему возникают сами землетрясения. Знать – подразумевается: управлять. А что отвечает наука про землетрясения? «Ну, примерно, где-то, что-то, когда-то, может быть…». Это было бы смешно, если бы не так печально. Нам неизвестно, что находиться у нас под ногами в недрах земли и глубинах океанов. Мы беспомощны, как новорожденный младенец, ползущий по автобану в час пик. По своему пониманию окружающего мира нынешняя наглая и кичливая цивилизация мало чем отличается от первобытного человека. Айподы заслоняют критическое сознание, создавая иллюзию всесильности, подвластности мира движению моего пальца. Но мы, как были, так и остались маленькими, запуганными млекопитающими в темном и неизвестном мире. И пусть наши норки выросли на сотни этажей, но корневое незнание от этого не изменилось. Увеличение мощности микросхем никак не повлияло на нашу способность противостоять стихии Природы. Айподом цунами не остановишь. И над этим пора серьезно задуматься. То есть, не портить свой мир, не высасывать из него нефть, не тратить безумные деньги на производство оружия, а пытаться понять и узнать, где же мы живем на самом деле. Это куда интереснее. И, быть может, тогда матушка-Природа ответит нам милосердием. Великое Восточное цунами и землетрясение с кровавой откровенность показало границу некомпетентности человека. В лучшем случаем мы умеем предупредить беду за 10 минут до наступления часа «икс». И только. Пока же любое объяснения происшедшего имеет право на достоверность. Например: «Цунами потому, что Нептун разбушевался», а землетрясение, «потому, что гномы хулиганят». Их достоверность по сравнению с научными гипотезами будет вполне равноценна.
Любая трагедия такого масштаба открывает все, что было воспитано в характере общества. Самое поразительное последствие и открытие: с каким спокойствием и достоинством японская нация сплотилась вокруг беды. Ни один магазин не поднял цены, нигде не было мародеров или воровства на руинах. Никто не взвинтил цены на продовольствие или бензин. Бензина не хватает, но никому не пришло в голову заработать на этом. Нет чистой воды, но никто не спешит торговать бутылями, набранными из ближайшего водопровода. Даже таксисты не подняли цены. Правительство не издавало грозные указы, и ВЧК не расстреливало спекулянтов. Люди просто сочли невозможным для себя делать бизнес на горе своих соотечественников. Хотя, наверное, могли бы. Никто не заявил: «деньги не пахнут, это только бизнес и ничего личного». Подобное и в голову не пришло японцам. Цунами не смыло их моральные законы и устои нравственности. Они оказались куда крепче стихии. Такое поведение народа стало главным последствием и особым зеркалом, в которое и хочется, и страшно заглянуть. Зеркало уж больно опасное. Стоит только представить: случись что-то подобное, не дай Бог, у нас, как повели бы себя соотечественники? Сколько бы нашлось желающих заработать на крови? Сколько бы мародеров бросилось копаться в развалинах? На такие вопросы ответы могут оказаться очень неприятными. Тем более, уже кто-то из наших доморощенных сталкеров организует экскурсии на разрешенные АЭС. Ну, а глобальное последствие сродни началу партии в бильярд. Стало очевидно: наш мир – это пирамида бильярдных шаров. Если по одному ударяешь, вздрагивают все. Слишком тесно мы прижались и зависим друг от друга.
Смотрите также:
- Геннадий Чичканов: Возбудимый психопат и истеричка - обычная российская пара →
- Татьяна Полякова: «Красные флажки уже на горизонте – время делать выводы» →
- Наталия Метлина: В России свобода слова - это свобода в стране глухих →