Вчера вечером в подмосковной Кубинке прошло оперативное совещание, на котором министр энергетики Сергей Шматко попытался проанализировать причины и последствия чрезвычайной ситуации, сложившейся в Московской области.
Напомним, что в результате прошедшего пару недель назад «ледяного дождя» десятки тысяч жителей Подмосковья остались без света и воды. Несмотря на обещания восстановить линии электропередач в кратчайшие сроки, до сих пор около 60 населенных пунктов, где проживают 40,5 тысяч человек, на западе и востоке Подмосковья обесточены. По заявлению директора департамента общественных связей ОАО «МОЭСК» Виталия Струговца, которое он сделал сегодня утром, неподключенными остаются 470 трансформаторных подстанций, что даже на 97 подстанций больше, чем вечера. Полностью восстановить энергоснабжение пока удалось только на юге и севере Подмосковья. 2 января губернатор Московской области Борис Громов объявил зоной чрезвычайной ситуации 18 из 36 муниципальных районов региона.
Сергей Шматко раскритиковал энергокомпании и профильные ведомства за несогласованные действия при восстановлении энергоснабжения в регионе: «Мне известно о несогласованной информации, которой обмениваются ведомства. Недостаточно задействован потенциал временных схем». Также министр пообещал разобраться с теми, кто требовал от местных жителей дополнительную плату на возвращение электричества – таким, по заявлению Шматко, будет грозить «волчий билет», если, конечно, факты вымогательств подтвердятся. ГУВД Московской области уже начала проверки сообщений о коррупции при восстановлении электроснабжения в Раменском районе Подмосковья.
Наконец, Шматко выразил недовольство недостаточной оснащенностью ремонтных бригад в целом: «В будущем энергокомпании должны создать необходимые резервы, в частности по приводным подъемникам, недостаток которых ощущается в настоящее время. Должны быть созданы специальные подразделения, которые будут содержать этот запас на черный день. Мы должны по принципу избыточности снабжения все это дело обеспечить». Министр также добавил, что для помощи жителям, остававшимся без электричества на протяжении двух недель, нужно было использовать дизельно-генераторные установки, которых также оказалось недостаточно.
«Поставить себе оценку 5 мы не можем и 4 тоже не можем», – подытожил Шматко.
Во всем виноват лес
Крайним в сложившейся ситуации министр Шматко назвал лес, по которому проходят линии электропередач. По его словам нынешняя ширина просек недостаточна для нормального, безаварийного функционирования сетевого хозяйства. Чтобы привести все в порядок потребуется вырубить около 8 гектаров леса – таковы неутешительные для экологов подсчеты министра. Руководить вырубкой будет заместитель министра энергетики Андрей Шишкин.
Почему же деревья не рубили раньше, до начала «ледяного дождя»? Этот вопрос оказался с подвохом. Согласно Лесному кодексу вырубать просеки под линиями электропередачи (ЛЭП) можно без специального разрешения (это подтвердил на совещании статс-секретарь Рослесхоза Александр Панфилов), однако энергокомпании сознательно не делали этого, поскольку… не имели права. Дело в том, что уведомительный порядок вырубки «работает» только в том случае, если участок леса был выделен энергетикам в аренду, а энергокомпании предпочитали деньги экономить и оформлять в собственность только узкие участки земли под проводами. Этот факт подтвердил в интервью BFM.ru Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела «Гринпис России».
На этом фоне оправдания представителя Московской объединенной электросетевой компании Виталия Струговца выглядят немного странными: «Мы об этом (о необходимости вырубки лесов, - прим. ред.) говорили еще летом, когда нам запрещали вырубать необходимой ширины просеки, мол, леса надо беречь. А из-за того что просеки были узкие, пожары перекидывались из одного леса в другой через линии электропередачи. К примеру, сегодня некоторые просеки у нас не более 7 метров, а высота деревьев средняя в Подмосковье – 20–22 метра. То есть дерево, растущее даже в 10 метрах от края просеки, падая, все равно заденет линии электропередачи».
Так или иначе, вырубка 8 гектаров леса – это серьезный урон для лесного хозяйства. Экологов смущает не сам факт вырубки, а ее масштабы: «Это гипотетически все деревья, которые могут упасть на провода. Чиновники перестраховались», - считает Алексей Ярошенко. Кроме того, вырубка такого количества леса влетит государству в копеечку: по подсчетам специалистов затраты составят 2,4 млрд. рублей, а стоимость уничтоженного леса - 34,4 млн. рублей.
Возникает вопрос и о том, кто будет контролировать процесс вырубки. Независимый аналитик Дмитрий Сусанов считает, уведомительный порядок вырубки приведет к тому, что лес лишится не 8 гектаров, а больше, поскольку древесину можно будет выгодно продать. Аналогичная история происходила прошлым летом во время лесных пожаров в Подмосковье. Кроме того, массовая вырубка, проводимая в спешке, может нанести еще больший урон линиям электропередач: «Сейчас на всю Московскую область пара бригад квалифицированных вальщиков. Когда начнут валить лес, нужна будет точность и техника, в противном случае обрывов проводов будет еще больше, чем сейчас», - говорит Алексей Ярошенко.
Генеральный директор ОАО «МОЭСК» Андрей Коновалов заявил, что работы по вырубке просек будут проведены в течение месяца.
Смотрите также:
- Ситуация с пожарами в Алтайском крае стала чрезвычайной →
- Электричество могут отключить и в Новый год - Минкрым →
- Ростовская область обесточена шквалистым ветром →