Что нам показали лесоторфяные пожары?

   
   

«Врагу не пожелаешь…»

«Это был не просто пожар, это была стихия. Огонь с диким гулом метался над лесом. Если торфяные и низовые пожары относительно медленные, то верховой идёт стремительно, в самых неожиданных направлениях, со скоростью реактивного самолёта, - вспоминает Роман Кусков, глава городского поселения Белоомут. - Врагу бы не пожелал того, что испытали наши люди! Спасло только то, что в эти дни - 26 и 29 июля - все объединились, никто не делил ответственности… Директор СПТУ в Белоомуте немедленно распахнула двери, чтобы разместить погорельцев из деревни Моховое. В те часы надо было все силы бросить на тушение пожаров, а если бы пришлось отвлекаться на то, чтобы людей пристроить и расселить, туго бы нам пришлось…»

Несчастье показало, насколько оперативно областные власти отреагировали на него. Уже 6 августа на поле за Белоомутом было начато строительство домов. К 9 сентября 149 домов уже имели фундамент и стены, а первый ряд коттеджей уже обзавёлся нарядными крышами из красной и зелёной металлочерепицы. «К двадцатым числам октября, - рассказывает Павел Перепелица, министр строительства правительства Московской области, - жители, потерявшие в пожаре дома, уже отпразднуют новоселье. Из общего резервного фонда, созданного областным правительством, было профинансировано не только строительство жилья, но и бытовая техника. Жители Нового Мохового найдут здесь и кухонную мебель, и холодильники, и многое другое».

«Сколько раз к нам приезжал губернатор Борис Громов, чтобы лично курировать происходящее, - говорит Роман Кусков, - не говоря уже о других высоких чиновниках. Министр и замминистра социальной защиты Подмосковья здесь разве что не ночевали. Но все пострадавшие от пожаров быстро и без проволочек получили полагающиеся им компенсации и выплаты, все сыты, одеты и обуты. Вещи, которые присылали пострадавшим как гуманитарную помощь,  все пристроены, ничего не пропало».

Стечение обстоятельств?

Об этом и о многом другом в минувший четверг говорили на выездном заседании  Общественной палаты Московской области. Выехали, конечно, в Белоомут. Сама дорога мимо выгоревшего Мохового и соседнего села Каданок заставила членов ОП говорить и о вещах малоприятных. Ведь даже сейчас, спустя почти полтора месяца после трагических событий, вид ещё дымящихся полей и подлесков, под которыми продолжает тлеть торф, целиком или наполовину обугленных деревьев вдоль трассы не оставил равнодушным никого. Но если обводнением торфяников область уже вовсю занимается собственными силами, то лесами, по сути, никто. И это притом что погибшие деревья, превратившиеся в сухостой, по-прежнему представляют огромную опасность. Из-за торфяных почв и многих других обстоятельств лес может в любую минуту вспыхнуть, как гигантский коробок спичек. И самое несчастливое стечение - то, что подмосковные леса находятся в федеральной собственности. То есть делать что-то с ними и в них могут только представители Федерального агентства лесного хозяйства. Расчищать просеки, вырубать сухие стволы и ветви, расчищать пепелища и «пионерские костры» (так называют повалившиеся друг на друга деревья) в том числе. Об этом рассказал Фёдор Замышляев, заместитель начальника управления  государственного пожарного надзора МЧС России по Московской области. Ситуация складывается так, что на спасателей чуть ли не в прокуратуру пишут - что во время тушения пожаров тем пришлось прорубить защитную полосу, чтобы защитить от огня дома и людей!

Никита Чаплин, председатель Общественной палаты Московской области, назвал фантастическим решение Федерального агентства лесного хозяйства, которое 1 июля, когда уже был известен прогноз о сухом и жарком лете, сократило ещё 500 работников лесохозяйства по Подмосковью. Ведь совершенно ясно, что даже общественного контроля ОП будет недостаточно, если в самих борах и дубравах так отчаянно не хватает ни специально обученных людей, ни техники…

Пока же силы области продолжают сражаться с опаснейшими огнём и торфом не покладая рук. От искусственных каналов, идущих от Оки (к счастью, часть из них сохранилась ещё с советских времён, когда система каналов и шлюзов использовалась для мелиорации, ведь здесь кругом торфоразработки соседствуют с заливными лугами), в самые опасные торфяные места на несколько километров протянули трубы. Сохранившуюся систему нам показал Виктор Ковалёв, начальник территориального управления Госадмтехнадзора МО. Была бы она цела, обводнить торфяники - хотя бы здесь - было бы куда проще. Ведь он, как никто другой, понимает, какая опасность кроется под вполне мирными сотнями гектаров лугов, покрытых дымом. Несведущий человек может принять его за туман. Иллюзорная картина: пожарные, целыми днями заливающие дымящуюся почву, пока она полностью не напитается водой, а в 200 метрах - чудом уцелевшее село Каданок с резными палисадниками и важными серыми гусями... 

   
   

Смотрите также: