Пока те пытаются выжить в аэропортовских условиях и всеми правдами и неправдами добраться до дома, компании-перевозчики подсчитывают убытки и пытаются определить, можно наконец лететь или нет. Они честно возвращали деньги за билеты, хотя могли бы сослаться на форс-мажор или, как записано в правилах иностранных компаний, на «Act of God» - «дело рук Господа». Вопрос решается на самом высоком уровне: премьер Путин дал указание доставлять россиян из Европы поездами и автобусами.
Откуда взялся этот вулкан?
Что это за вулкан, который ввёл в ступор полмира? Из чего состоит его облако и почему его понесло на Европу?
Л. Бойко, Химки
Отвечает Аркадий Тишков, замдиректора Института географии РАН, доктор географических наук:
- В мире как минимум 1300-1400 действующих вулканов. Многие из них находятся под водой, поэтому точное количество науке неизвестно. В той же Исландии около 40 вулканов, и для этой страны нынешнее событие - вполне заурядное. На планете в целом подобное происходит раз в 10-20 лет. Бывали извержения и посильнее - по количеству извергаемого материала, по степени густоты облака, по длине переноса. Совсем недавно прошли извержения в Средиземноморье, у нас на Камчатке, в Мексике. Просто их не обсуждали так широко, потому что не было отмены авиарейсов и соответствующего общественного резонанса.
Извергаемое облако состоит из углекислоты, а также фтористых, сернистых, аммиачных газов и пепла. Причём пепел этого вулкана содержит большое количество кремнезёма - мелких стекловидных частиц. Именно они способны привести к отказу в работе авиационных двигателей. А в сторону континента облако пошло по той причине, что такова роза ветров в Северной Атлантике. Направление атмосферного переноса - с запада на восток. Район вокруг Исландии - это вообще «кухня погоды» для Европы. Оттуда к нам обычно приходят циклоны, а в этот раз оттуда пришло облако вулканического пепла.
Чем опасно вулканическое облако для самолётов?
Не понимаю, почему нельзя пролететь через облако? Или лететь выше и ниже злополучного пепла?
И. Милина, Москва
Отвечает Сергей Ковалёв, президент федерального профсоюза авиадиспетчеров:
- Современный самолёт устроен так, что двигатели всасывают воздух как пылесос. Если в атмосфере пыль и пепел, они попадают в машину, скатываются в твёрдые частицы и оседают на движущихся частях - на лопастях компрессора внутри двигателя. А это неминуемая катастрофа. И такие случаи в истории авиации были. Потому авиакомпании и не рискуют. Пролететь выше или ниже облака? Судите сами. Более мелкие частицы поднимаются выше - до 13 000 м, а грубые спускаются ниже - до 3000 м. Так что контакта с ними не избежать в диапазоне 3000-13 000 м. И даже если ничего не случится, приземление пройдёт благополучно, потом придётся менять двигатель, а это гораздо дороже, чем любая отмена рейса. В принципе над ненаселёнными пунктами можно пролетать и на высоте в 1500 м, но, во-первых, таких мест в Европе нет, во-вторых, расход керосина в этом случае в 2 раза выше обычного. Есть другие типы самолётов - турбовинтовые, например Ан-24, для которых пепел представляет меньшую угрозу, но они маломощные и на большие расстояния не летают.
Свадьба в аэропорту
На момент подписания номера, по словам главы Минтранса Игоря Левитина, не смогли вылететь из России или вернуться домой 34 000 россиян.
Уже начались автобусные перевозки из Берлина и Варшавы до Калининграда, откуда люди могут улететь внутренними рейсами, т. к. местный аэропорт начал работу в штатном режиме. Железнодорожным транспортом за трое суток было перевезено 4900 человек. «Аэрофлот» отправляет за границу большие лайнеры, чтобы вместить как можно больше пассажиров. Что касается истечения срока виз для многих застрявших пассажиров, особого повода для беспокойства нет: пограничники всех государств относятся к этому с пониманием. Застрявшие люди ведут себя по-разному. Кто-то коротает время в ожидании, когда проблема будет решена властями, а кто-то пытается решить её сам.
Особенно тяжело приходится россиянам, застрявшим в Великобритании и Ирландии. Во-первых, оттуда сложнее перебраться в материковую Европу. А во-вторых, сделать это могут только те, у кого помимо британской или ирландской есть ещё и шенгенская виза. «У меня шенгена нет, поэтому добраться паромом я не могу, - рассказывает бизнесмен Михаил Егоров, приехавший в Ирландию по делам. - Попытался дозвониться в «КLM», чтобы узнать, как быть с билетом, провисел на трубке 40 минут, но ответа оператора так и не дождался. Ирландская виза заканчивается послезавтра».
Российская журналистка Ольга должна была вылететь из Бордо в Париж, а оттуда - в Москву 16 апреля. Вместе с другими товарищами по несчастью ей пришлось арендовать автомобиль. Добравшись до Барселоны, они еле-еле успели купить билеты на рейс «Аэрофлота» в Москву - единственный, который вообще вылетал из этого аэропорта. За билет бизнес-класса (других уже не было) Ольга заплатила 60 тыс. руб. - к счастью, при ней была кредитная карта. Чтобы избежать встречи с опасным облаком, в Россию из Испании самолёт летел окружным путём - через воздушное пространство Турции. Дорого и долго, но выбора нет: билет на поезд Берлин - Москва в понедельник можно было купить только на 27 апреля, да и то оставалось всего 3 свободных места.
Шон и Натали, молодая пара из Великобритании, торопились на собственную свадьбу, но так и не смогли вовремя выбраться из Дубая. Расстроенных молодожёнов решила поддержать администрация отеля, в котором они остановились. В их честь испекли торт, на вершину которого установили компьютер. Связавшись с родными через Интернет, парочка на глазах у своих гостей, собравшихся в Лондоне, обменялась кольцами и произнесла клятву верности, обещав, что ни один вулкан мира не сможет разъединить их.
Как выбраться из Европы?
Известно ли, сколько человек не смогли вылететь из страны из-за «закрытого» неба? И как им помогут? Говорили, что пустят дополнительные поезда, но знакомые, «зависшие» в Германии, утверждают, что железнодорожные билеты не купить.
Д. Виталёва, Московская обл.
На начало недели в России было отменено 411 и задержано 77 рейсов. Кроме Москвы часть рейсов отложена в аэропортах Калининграда, Ростова-на-Дону, Самары, Тюмени, Новосибирска, Екатеринбурга. Как сообщил «АиФ» представитель Росавиации Сергей Извольский, из Европы только «Аэрофлот» не может вывезти более 11 тыс. пассажиров (при этом в гостиницах размещены 1800 из них). Остальные авиакомпании уточняют данные.
По закону абсолютно все российские авиакомпании в случае задержки рейса (неважно, чем она вызвана) должны обеспечить пассажиров прохладительными напитками и 2 бесплатными звонками после 2 часов ожидания, горячим питанием - после 3 часов и гостиницей - после 6 часов ожидания. Тем не менее некоторые авиакомпании исполнили эту свою обязанность формально. Пассажирам выдали по 400 руб. на обед (притом что чашка кофе стоит в аэропорту около 200 руб.). В Росавиации им советуют обратиться в авиакомпанию с претензией. Вот только оперативная реакция на такое обращение в данной ситуации вряд ли поступит, а значит, в том, что пассажиров всё-таки накормят, есть большие сомнения.
В зарубежных компаниях свои правила, но представители Международного агентства воздушного транспорта утверждают, что напитками, питанием и гостиницами обеспечивают всех пассажиров.
Что касается вывоза пассажиров из Европы другими видами транспорта, то, по данным РЖД, с тремя дополнительными вагонами 17-18 апреля ушли поезда Москва - Хельсинки и Москва - Прага, с двумя - поезд Москва - Варшава.
Материалы подготовили: Виктория Гудкова, Индира Кодзасова, Татьяна Кузнецова, Полина Молоткова, Дмитрий Писаренко
Смотрите также:
- Герой России Магомед Толбоев: Безопасность в небе из рук не выпускать! →
- Эксперт: Ту-154 — прекрасный самолёт, и летчики его всегда любили →
- Незаметные герои России →