Последние 2 недели в России запомнились тем, что сотрудники милиции расстреливали своих коллег и обычных граждан. Синдром «майора Евсюкова», похоже, распространяется на всех сотрудников российской милиции. Руководство МВД, тем не менее, реагирует на большинство негативных явлений в милицейской системе. О том, как это делается, и какие результаты достигнуты, «АиФ» рассказал Юрий Драгунцов, начальник Департамента собственной безопасности (ДСБ) МВД РФ, генерал-лейтенант милиции.
«AиФ»: - Юрий Владимирович, за последнее время руководством МВД были озвучены несколько предложений по борьбе с коррупцией в рядах милиции – обязательное декларирование доходов, институт поручителей и другие меры. Что уже начало работать, как это будет реализовываться на практике?
Юрий Драгунцов: - С 1 января 2010 года вводится обязательный порядок декларирования сотрудниками милиции сведений об имуществе, доходах и обязательствах имущественного характера. Кстати, эта мера будет распространяться и на членов семьи сотрудников. В настоящее время в МВД России завершается разработка алгоритма проверки получаемых сведений. Также вводятся меры ответственности сотрудников за непредставление или искажение соответствующих данных.
Другим профилактически значимым нововведением является введение с текущего года института личного поручительства в системе органов внутренних дел. Данная мера, вместе с возрожденным институтом наставничества, направлена на усиление коллективной ответственности за действия сотрудников. Причем, сам по себе институт поручительства не является 100-процентной новацией в работе с кадрами. В частности, в ДСБ эта мера практикуется уже на протяжении года. Положительный эффект весьма ощутимый.
Кроме того, заслуживает права быть отмеченной работа по профессиональному отбору руководителей органов внутренних дел. Главным ее аспектом является повышение качества проверки профессиональных свойств кандидатов. Начал функционировать специальный факультет по подготовке руководителей органов внутренних дел на базе Академии управления МВД России.
Большая доля инициатив относится к совершенствованию законодательства, регламентирующего деятельность ОВД. В частности речь идет о правовом закреплении:
- конкурсности отбора кандидатов для прохождения службы в органах внутренних дел;
- принятии на должности рядового и младшего начальствующего состава органов внутренних дел лишь граждан, имеющих образование не ниже среднего и окончивших специальные курсы по программе, утвержденной Министром внутренних дел;
- назначении на должности, по которым предусмотрены звания старшего начальствующего состава, сотрудников, имеющих высшее профилирующее образование и обладающих соответствующими профессиональными знаниями и навыками;
- обязанности сотрудников милиции давать письменные объяснения по вопросам, отнесенным к исполнению ими служебных обязанностей;
- установлении в качестве оснований для увольнения сотрудников органов внутренних дел: уклонение от проверочных мероприятий; отказ от прохождения психофизиологических исследований; отсутствие на рабочем месте без уважительных причин в течение рабочего дня; появление на службе в состоянии опьянения.
Одновременно с внедрением инициатив в практику, в системе органов внутренних дел проводится плановая работа по обеспечению собственной безопасности.
Так, за девять месяцев текущего года количество выявленных правонарушений, совершенных сотрудниками возросло на 16% (69.144), в том числе дисциплинарных проступков, связанных с нарушением законности на 15% (65.307), преступлений на 17% (3.837).
За совершение правонарушений к различным видам ответственности привлечено 6.629 (+22%) руководителей. В отношении 420 (+23%) руководителей возбуждены уголовные дела.
«AиФ»: - С чем связаны участившиеся случаи незаконного применения оружия сотрудниками милиции (недавний случай в Туве, последние самоубийства милиционеров)? Как руководство МВД России будет решать эту проблему?
Ю. Д.: - После трагического и без преувеличения потрясшего основы всей системы МВД России происшествия в Южном округе столицы, подразделениями собственной безопасности во взаимодействии с кадровыми аппаратами был предпринят комплекс дополнительных мер, направленных на повышение уровня дисциплины и законности в деятельности органов внутренних дел.
С сожалением приходится констатировать то обстоятельство, что чрезвычайные происшествия с участием сотрудников милиции продолжают происходить. Более того, анализ географии происшествий показывает, что они имели место в самых разных субъектах Российской Федерации.
В этой связи под эгидой проведения проверок и изучения обстоятельств происшествий был проведен мониторинг психологического состояния сотрудников милиции, в котором приняли участие профессиональные и независимые эксперты-психологи. Первыми выводами работы комиссии стало заключение о повышенной подверженности стрессам сотрудников милиции.
Причем, это наблюдение было сделано в профессиональной среде, априори обладающей повышенными показателями стрессоустойчивости. ДСБ МВД России был проведен анализ всех попыток суицидов, совершенных сотрудниками органов внутренних дел за последние три-четыре года. Оценивая итоговые данные анализа, психологи констатировали, что показатели пиковых значений подверженности стрессам в милицейской профессиональной среде за этот период существенно выросли и в настоящее время в 2-2,5 раза превышают аналогичные значение в обществе.
Кроме того, принимаются меры по изменению позиции ряда милициейских руководителей, которые нивелируют значение ведомственного уровня обеспечения собственной безопасности: самоустраняются от контроля за деятельностью по обеспечению собственной безопасности в органе, излишне либеральничают при решении вопроса о конкретной мере ответственности сотрудника, предпочитают укрывать правонарушения подчиненных.
И в этом видятся главные причины организационных просчетов, во многом связанных с упорным невниманием к реализации Концепции обеспечения собственной безопасности. Данный документ представляет собой готовый алгоритм к действию.
Пример тому - ситуация с сотрудником БЭП Аяном Павловым. В 2005 году Павлов попадал в поле зрения службы собственной безопасности. Департаментом проводилась проверка по факту утраты им доказательств по уголовному делу. По итогам проверки, была установлена виновность сотрудника в совершении этого должностного правонарушения. ДСБ предложил тогдашнему руководству республиканского МВД уволить сотрудника. Однако, вопреки предложениям, окончательной мерой ответственности Павлова стало предупреждение о неполном служебном соответствии.
Как показали проведенные нами проверки, в ряде субъектов работа по выполнению Концепции обеспечения собственной безопасности осуществляется формально и не соответствует требованиям приказа Министра.
Решение стоящих перед МВД России задач связано с системным воздействием на обстановку в профессиональной среде милиционеров.
В ближайшее время необходимо осуществить подготовку ведомственных нормативных правовых актов, направленных на расширение практики проведения в системе МВД России специальных психофизиологических исследований с использованием полиграфа. Параллельно следует решить комплекс сопутствующих материально-технических и организационных вопросов.
Конечно, с логикой времени должна изменяться и система мотивации труда сотрудников. В этой связи Министерством прорабатывается нормативное закрепление дополнительных социальные гарантий для сотрудников и членов их семей. Такие, как: ежегодная оплата членам семьи сотрудников стоимости проезда к месту проведения очередного ежегодного отпуска и обратно; дополнительная денежная компенсация сотрудникам, имеющим на иждивении двух и более детей; возможность кредитования сотрудников на льготных условиях (ставка рефинансирования); предоставление сотрудникам служебных квартир с последующим правом передачи в собственность при выслуге в органах внутренних дел в двадцать и более лет.
Также, на уровне МВД России ведется разработка: порядка комплексного проведения проверочных мероприятий в отношении сотрудников органов внутренних дел и ФМС России, претендующих на руководящие должности; порядок прохождения службы руководящего состава, с установлением для данной категории лиц обязательность заключения срочного контракта на срок, не превышающий одного года, с последующей возможностью его перезаключения при условии комплексного проведения проверочных мероприятий в отношении указанных руководителей.
«AиФ»: - Выявляет ли полиграф потенциального коррупционера или преступника? Почему не все сотрудники милиции при приеме на работу проходят эту процедуру?
Ю. Д.: - Департамент выступает с инициативой о введении обязательного порядка прохождения данной процедуры всеми сотрудниками, назначаемые на руководящие должности. Правовая логика этой меры очевидна: работодатель готов предоставить работнику большие полномочия по работе, в свою очередь, он имеет право быть уверенным в профессиональной честности сотрудника в прошлом, а также истинных мотивах перемещения по службе. В настоящее время на уровне Министерства внутренних дел осуществляется подготовка пакета необходимых документов для инициирования процесса внесения соответствующих поправок в действующее законодательство о милиции.
В качестве примера реализации данной меры, приводится опыт ДСБ МВД России. Сотрудники, желающие поступить на службу в Департамент должны в обязательном порядке пройти проверку на полиграфе. Кроме того, эта процедура обязательна для сотрудников, назначаемых на должности руководителей в ДСБ МВД России.
«AиФ»: - История с майором Евсюковым не закончена, хотя уже имела последствия для руководства ГУВД Москвы. Обыватели уверены, что скорее всего дело специально затягивают, в результате наказание будет мягким, потому что зачем так долго расследовать очевидное убийство нескольких человек, по котором есть свидетели? Как в этой ситуации действует ДСБ МВД? Какие последствия будет иметь эта история?
Ю. Д.: - Суждение об умышленном затягивании дела в корне не соответствует действительности. Уголовно-процессуальным законодательством определены четкие сроки проведения следствия по делу, а также его рассмотрения в судебных органах. МВД России не заинтересовано в затягивании данного процесса, и уж тем более, в смягчении наказания. Процесс расследования находится вне пределов процессуальной компетенции органов внутренних дел.
После трагических событий на юге столицы, ДСБ МВД России и Департамент кадрового обеспечения провели серию комиссионных проверок деятельности столичной милиции. По их итогам вызвала обоснованное нарекание деятельность начальников УВД нескольких административных округов и даже Управления собственной безопасности ГУВД по г. Москве. Все полученные результаты и выводы комиссия представила лично Министру внутренних дел и вновь назначенному начальнику ГУВД. Первые организационные выводы сделаны, и, судя по ним, в деле «чистоты рядов» произошли серьезные изменения.
«AиФ»: - Есть ли какие-то исследования на тему, сколько должен получать сотрудник милиции, чтобы у него не возникало потребности брать взятку?
Ю. Д.: - К сожалению, отсутствует информация об официальных профессиональных исследованиях по данной тематике. Вместе с тем, конечно, недостаточный уровень денежного довольствия сотрудников является одним из основных коррупциогенных факторов.
Президент США Теодор Рузвельт сказал: «Ничто так дорого не обходится государству, как дешевая полиция». Это утверждение чрезвычайно актуально. С другой стороны, назвать какую-либо сумму, при которой взятки сразу исчезнут – невозможно. Да и не только в этом причина коррупции в милиции.
Вместе с тем, величина денежного содержания большинства сотрудников милиции не превышает 15-20 тысяч рублей. Много это или мало – судите сами.
«AиФ»: - Самые серьезные уголовные преступления, которые совершили в последнее время сотрудники милиции (примеры)?
Ю. Д.: - В ряде случаев ДСБ удалось пресечь не просто серьезные преступления, а тщательно организованные коррупционные схемы, реализовавшиеся при участии руководителей ОВД различного уровня, совершаемые из корыстных побуждений:
- так, в Ставропольском крае возбуждено уголовное дело в отношении заместителя начальника ГУВД - начальника тыла, который организовал хищение ГСМ и запасных частей на автотранспорт в АТХ ГУВД края;
- в Республике Коми возбуждено уголовное дело в отношении заместителя министра внутренних дел по экономической безопасности, который скрыл от учёта материалы уголовного дела в отношении своего родственника;
- в Дальневосточном федеральном округе при получении денежных средств задержан начальник Центра тылового обеспечения ГУ МВД России по ДФО, который за вознаграждение в размере 250 тыс. рублей обещал решить проблему уголовного преследования гражданина со стороны сотрудников правоохранительных органов Приморского края. По результатам правовой оценки собранного материала Следственным комитетом при Прокуратуре Российской Федерации возбуждено уголовное дело;
- в Центральном федеральном округе задержаны начальник отдела материально-технического снабжения ГУ МВД России по ЦФО и главный специалист того же подразделения, подозреваемые в совершении хищения имущества, на сумму 27 млн. рублей, принадлежащего гражданину Китая. По результатам правовой оценки собранного материала Следственным комитетом при Прокуратуре Российской Федерации возбуждено уголовное дело;
- в Ростовской области вскрыта схема вымогательства и получения начальником МОБ РОВД по Красносулинскому району взяток от лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере топливно-экономического комплекса. Так, за отказ одного из коммерсантов от ежемесячной передачи денежного вознаграждения, руководитель инициировал его задержание подчиненными сотрудниками милиции, при этом потерпевшему было подброшено 9 граммов героина. В дальнейшем, указанные сотрудники получили от данного коммерсанта взятку 330 тыс. рублей за непривлечение его к уголовной ответственности за хранение наркотиков. После чего, начальник МОБ вновь потребовал от коммерсанта систематической передачи денег в сумме 1 млн. 200 тыс. рублей за дальнейшее покровительство и прекращение уголовного дела. По результатам правовой оценки собранного материала Следственным комитетом при Прокуратуре Российской Федерации возбуждено уголовное дело;
- в Иркутской области сотрудниками УСБ при получении взятки в сумме 1 млн. рублей от предпринимателя за прекращение проверки хозяйственной деятельности задержаны с поличным заместитель начальника отдела БЭП ГУВД и заместителя начальника ОВД по Куйбышевскому району г. Иркутска. За совершенное преступление Иркутский областной суд назначил сотрудникам наказание в виде лишения свободы сроком на 7 лет каждому, с отбыванием наказания в колонии строгого режима.
Пресечена противоправная деятельность ряда коррумпированных должностных лиц подразделений Центрального аппарата МВД России. Так, силами ДСБ МВД России выявлено 18 правонарушений, из них 10 преступлений, в том числе 4 коррупционного характера:
- 29.06.2009г. задержан с поличным главный эксперт – консультант ОИД МВД России Жарков А.П. при получении взятки в размере 850.000 долларов США от заместителя генерального директора за решение вопроса о прекращении уголовного преследования в отношении руководителей организации. По результатам правовой оценки собранного материала Следственным комитетом при Прокуратуре Российской Федерации возбуждено уголовное дело;
- задержан оперуполномоченный ОРБ № 6 МВД России (в сфере потребительского рынка) Зозули К.А., который через сеть посредников вымогал деньги в сумме 120 тысяч долларов США у генерального директора ООО за прекращение проверки финансово-хозяйственной деятельности данной организации. По результатам правовой оценки собранного материала Следственным комитетом при Прокуратуре Российской Федерации возбуждено уголовное дело;
- в мае 2009 г. по материалам ДСБ МВД России Следственным комитетом при прокуратуре Российской Федерации возбуждено уголовное дело в отношении заместителя начальника 38 отдела Управления «К» БСТМ МВД России, который получил взятку в размере 200 тыс. долларов США за возврат изъятой компьютерной техники и финансовой документации, а также прекращение проверки коммерческой организации;
- задержан с поличным старший оперуполномоченный 4 отдела ОРБ № 11 МВД России Манастырский М.Н., вымогавший взятку в размере 1 млн. рублей за прекращение проводимой в отношении ООО проверки финансово-хозяйственной деятельности. По результатам правовой оценки собранного материала Следственным комитетом при Прокуратуре Российской Федерации возбуждено уголовное дело.
В соответствии поручением руководства государства и Министерства внутренних дел особое внимание в работе подразделений собственной безопасности уделяется вопросам защиты хозяйствующих субъектов от незаконного вмешательства в их деятельность со стороны сотрудников ОВД:
- в Волгоградской области задержан начальник РОВД Руднянского района и его заместитель, которые на регулярной основе вымогали денежные средства в размере 200 тыс. рублей с директора фирмы. за беспрепятственное занятие предпринимательской деятельностью. По результатам правовой оценки собранного материала Следственным комитетом при Прокуратуре Российской Федерации возбуждено уголовное дело.
- в Нижегородской области в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий при получении взятки в размере 2 млн. руб. от директора агентства недвижимости за прекращение проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятия задержаны сотрудники УБЭП ГУВД области. Организаторами данного преступления являлись начальник отдела по борьбе с коррупцией в органах государственной власти и управления ОРБ № 1 ГУВД по Нижегородской области и его заместитель. По результатам правовой оценки собранного материала Следственным комитетом при Прокуратуре Российской Федерации возбуждено уголовное дело;
- в г. Москве возбуждено уголовное дело по признакам преступления предусмотренного 4 ст. 159 УК РФ в отношении оперуполномоченных ОБЭП 4-го УВД МВД России, которые обманным путем пытались завладеть денежными средствами генерального директора коммерческой фирмы в сумме 2,4 млн. рублей за прекращение проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятия. По результатам правовой оценки собранного материала Следственным комитетом при Прокуратуре Российской Федерации возбуждено уголовное дело.
Читайте также:
Милиция такая, потому что... Мнения экспертов