Как на Диком Западе
Массовые расстрелы ни в чём не повинных граждан в последнее время, как ни страшно это звучит, в нашей стране стали явлением практически обыденным. Несмотря на то, что России далеко до США по части доступности огнестрельного оружия, гарантированно избежать встречи с вооружённым маньяком нельзя ни в школе, ни в храме.
Не успели россияне толком прийти в себя после трагедии в Москве, где старшеклассник расправился с учителем и сотрудником полиции, как новая бойня случилась на Сахалине.
Днём 9 февраля в главный собор Южно-Сахалинской и Курильской епархии, храм Воскресения Христова, ворвался вооружённый мужчина, который открыл стрельбу по людям, находившимся в храме, и по иконам.
Мать священника пожертвовала собой, спасая других
Сейчас все обстоятельства трагедии следователи восстанавливают по крупицам. По свидетельству очевидцев, вооружённый молодой человек появился в храме, расположенном в центре города, около 14:00. К этому времени служба закончилась, и в помещении находились те, кто хотел поставить свечи или поговорить со служителями.
В храм вслед за нападавшим вбежал 35-летний Владимир Запорожец. Как сообщает сайт Sakhalin.info, мужчина находился в сложной жизненной ситуации и просил милостыню на паперти у собора. Очевидцы рассказывают, что, услышав выстрелы, он крикнул: «Я пошёл защищать». Нападавший был в неадекватном состоянии, кричал, стрелял по иконам, а затем перешёл на людей, целясь им в ноги. Запорожец попытался остановить нападавшего, крикнул тому: «Что ты делаешь?» Вместо ответа преступник прострелил Запорожцу ноги. Однако раненый прихожанин сумел подняться и снова встал на пути агрессора. Тогда молодой человек добил Запорожца несколькими выстрелами в упор.
Второй погибшей стала 61-летняя монахиня Людмила, в миру Ольга Прянишникова, мать одного из священников храма, отца Филарета. В Южно-Сахалинск она переехала из Хабаровского края 13 лет назад, чтобы помогать сыну-священнику. В храме она пекла просфоры, работала в церковной лавке и Духовно-просветительском центре. Женщина проявила мужество: пока нападавший стрелял по иконам, у монахини было время покинуть храм. Но эти спасительные секунды женщина потратила на то, чтобы сообщить в полицию о происходящем. Разъярённый преступник застрелил её выстрелом в упор. Но именно благодаря поступку женщины оперативно прибывший наряд полиции сумел прекратить кровавую вакханалию и задержать преступника.
Сотрудник ЧОПа сводил счёты с православными?
Местные священники видят особый знак в том, что трагедия разыгралась в день Святых новомучеников и исповедников российских. По мнению священнослужителей, нападавший был противником христианской веры, неоязычником, и осуществил нападение из-за религиозной ненависти. Свидетели также утверждают, что, ворвавшись в храм, убийца начал заставлять верующих вставать на колени и молиться, оскорблял их и вплоть до самого задержания бравировал своим поступком.
Сотрудники правоохранительных органов о мотивах нападавшего пока говорят крайне осторожно. По заявлению следствия, сам мужчина о причинах, заставивших его устроить бойню в храме, ничего не говорит. Назначена психолого-психиатрическая экспертиза, которая должна определить, вменяем ли сахалинский стрелок.
О преступнике пока известно немного. По данным портала Sakhalin.info, кровавую расправу учинил 24-летний Степан Комаров, сотрудник одного из частных охранных агентств Южно-Сахалинска. По непроверенной информации, стрелок во время преступления мог воспользоваться оружием, полученным для выполнения должностных обязанностей. Также известно, что ранее молодой человек проходил службу в морской пехоте.
Сахалинскому стрелку официально предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного п. «а» ч. 2 ст. 105 УК РФ («Убийство двух и более лиц»).
Охранников на всех не хватит
Губернатор Сахалинской области Александр Хорошавин распорядился выделить по 2 млн рублей семьям погибших, а раненым — по 1 млн рублей. Одновременно местные власти взяли на себя все расходы, связанные с погребением погибших и лечением раненых.
При этом глава региона не исключил, что убийца мог быть членом тоталитарной секты, не уточнив, о какой именно секте идёт речь.
О принадлежности стрелка к секте говорили и свидетели стрельбы — на теле мужчины якобы присутствуют татуировки в виде крестов и свастик. Кроме того, нападавший, по словам очевидцев, был в чёрной одежде со свастикой.
Расследование трагедии продолжается, а вместе с ним слышатся и голоса, призывающие к усилению охраны теперь уже не только школ, но и церквей. Вот только хватит ли в России охранников, чтобы защитить все места, куда завтра может прийти очередной маньяк с винтовкой?