Вообще, замена четырёхколёсного транспорта на двухколёсный избавит вас от многих проблем. Дорогой бензин, постоянные пробки, дорогостоящая мойка и парковка — обо всём этом велосипедист может не беспокоиться. Но это не значит, что управляться с велосипедом намного проще, чем с автомобилем. Нет, конечно, ездить несколько месяцев с инструктором и сдавать мучительные экзамены в ГАИ вам не надо, но вот правила дорожного движения выучить, хочешь не хочешь, а придётся. Ведь это вопрос, прежде всего, вашей безопасности: вряд ли надо объяснять, кто больше пострадает от столкновения — велосипед или автомобиль.
— Знать правила уличного движения и дорожные знаки необходимо. Потому что как только вы сели на велосипед, вы автоматически становитесь равноправным участником дорожного движения и за все дорожно-транспортные происшествия несёте самостоятельную ответственность наравне со всеми остальными, — говорит заслуженный тренер России по велосипедному спорту Гарри Геворков. — Так что прежде чем сесть и поехать, надо знать, какой знак что означает, в каком ряду может ехать велосипедист, можно ли делать левый поворот и где перейти с велосипедом дорогу.
Правила для велосипедистов действительно существуют отдельные, хотя в большинстве случаев велосипедист подпадает под общие формулировки. Вся тонкость в том, что велосипед, согласно российским ПДД, входит в категорию транспортного средства, но вот механическим транспортным средством не считается. Поэтому всё, что написано для «механических транспортных средств», вас, как велосипедиста, не касается. Ещё один нюанс в том, что водителем транспортного средства вы считаетесь только тогда, когда едете, если же вы слезли с велосипеда и катите его за руль, вы пешеход, и правила для вас соответствующие.
Правила свои, а дороги общие
Согласно правилам, ездить на велосипеде по автомобильным дорогам можно только с 14 лет. Причём, по хорошему, специально для велолюбителей на дорогах должна быть отведена отдельная полоса, но найти таковую на российских улицах ох как трудно.
— Дорожное движение в той же Москве — это просто кошмар, и проблема для велосипедистов в городе огромная, — считает Геворков. — Во всём мире — в США, в Италии, в Испании, — есть в том или ином виде дорожки для велосипедистов. И попробуй на автомобиле туда заехать — сразу накажут.
У нас же пока не автомобилисты, а велосипедисты считаются непрошенным гостями на дорогах, поэтому кататься приходится либо в парках, переполненных пешими отдыхающими (которым, в общем-то, тоже надо где-то гулять), либо ютиться с самого края дороги. По правилам, велосипедисты должны либо ехать в правом ряду, либо, если трасса однополонсая, по правому краю дороги. А по тротуарам движение на велосипеде вообще запрещено. Но...
Но запрещено, на самом деле, ещё много чего. Вот только запреты работают, в общем-то, так же хорошо, как и правила. Нельзя, например, возить людей на багажнике — только ребёнка до 7 лет. Да и то, сажать его можно лишь на специально оборудованное сиденье с отдельными педалями. Нельзя поворачивать налево на дорогах с более чем одной полосой движения или с трамвайными путями. Надо слезть с велосипеда, дойти с ним до пешеходного перехода и перейти дорогу. И только потом ехать, куда надо. Если вам надо повернуть налево на перекрёстке, пересеките перекрёсток по прямой, остановитесь на переходе налево и перейдите его пешком. Таким образом вы попадёте на правый край нужной вам трассы. Если же вам надо повернуть направо, предварительно сообщите об этом окружающим, вытянув в сторону поворота правую руку. Рука, вытянутая вверх, означает ваше намерение остановиться.
На языке знаков
В общем, вам надо готовиться к тому, что никаких привилегий у такого лёгкого транспорта, как велосипед, на дороге нет. Если вы собираетесь повернуть направо, а едущий рядом с вами автомобиль идёт прямо, пропустить придётся вам, а не ему. Если же автомобилист выезжает с второстепенной дороги на главную — по которой двигаетесь вы, — приоритет остаётся за вами, а если на дорогу со двора выезжаете вы, придётся пропустить всех, кто по этой дороге двигается. Если вы хотите обогнать авто (например, в пробке, когда машины двигаются очень медленно), не пытайтесь лавировать между рядами — обгонять разрешено только слева, так же как и автомобилистам.
И учтите: как и автомобилистам, велосипедистам рады далеко не везде. Знак, запрещающий движение транспорта (так называемый «кирпич»), а также знаки «STOP» и «уступи дорогу» имеют отношение и к велосипедам. Также существуют отдельные знаки, запрещающие движение велосипедов. Светофоры и шлагбаумы, естественно, означают для велосипедистов то же самое, что и для водителя авто. В общем, прежде чем взяться за руль, надо хорошенько проштудировать ПДД. А что делать после этого — смотрите в нашем видеосюжете.
Смотрите также:
- 7 велосипедных «нельзя». Как выбирать и использовать двухколёсный транспорт →
- Владельцев скутеров нужно обязать сдавать экзамены в ГАИ! ЗА и ПРОТИВ →
- Водительские права для дальтоников. За и против →