Алла Аведисова: «За последнее столетие случаев депрессии стало больше в 12 раз»

Алла Аведисова. Фото: АИФ Здоровье

Сегодня этот недуг входит в тройку основных причин глобального бремени болезней, а к 2030 году может занять в ней первое место.

   
   

На эту тему – наш разговор с руководителем Отдела психических и поведенческих расстройств ФГБУ «Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии имени В. П. Сербского» Минздрава России, доктором медицинских наук, профессором Аллой Аведисовой.

Болезнь или плохое настроение?

«АиФ. Здоровье»: – Алла Сергеевна, термин «депрессия» сегодня довольно затаскан. Мы часто употребляем это слово, когда жалуемся на плохое настроение или упадок сил. А что представляет собой депрессия на самом деле и каковы ее симптомы?

А.А.: – Печаль или плохое настроение, которые нередко случаются в жизни любого человека, принципиально отличаются от депрессии, поскольку снижение настроения – лишь один из симптомов такого расстройства. Это как эпизодическое повышение артериального давления, которое может наблюдаться, скажем, при стрессе. Или гипертоническая болезнь, имеющая характерные клинические признаки и течение. И так же, как диагноз «гипертония», диагноз «депрессия» может поставить только врач. Помимо подавленного настроения депрессия может выражаться в утрате интереса к жизни и способности испытывать удовольствие, в упадке сил, чувстве вины и низкой самооценке, в нарушении сна и аппетита, а также в трудностях сосредоточения и наличии тревоги.

Человек в этом состоянии иногда замыкается в себе, но чаще сам ищет помощи. Он обращается к близким, друзьям, Интернету, к врачам в поликлинике (неврологам, терапевтам), нередко и к представителям нетрадиционной медицины, тем самым лишь теряя время и усугубляя проблемы. К сожалению, к психиатрам больные, если и обращаются, то в последнюю очередь. Одним из важных симптомов, свидетельствующих о тяжести депрессии, являются мысли о нежелании жить, возникновение которых диктует необходимость оказания экстренной психиатрической помощи. В этом случае лучше перестраховаться и сразу обратиться к психиатру.

«АиФ. Здоровье»: – Какие методы используются для диагностики депрессии? И почему этот диагноз так часто остается невыявленным?

   
   

А.А.: – Как и во всех странах мира, диагноз депрессии ставится на основе характерных симптомов, изложенных в Международной классификации. Для идентификации этих симптомов психиатры и психотерапевты используют как анализ жалоб пациента, его истории жизни, личностных особенностей, реакций на стрессы, так и заключения врачей общей практики. Помимо этого есть особые шкалы, позволяющие оценить выраженность депрессии. Умению вести беседу с целью выявления симптомов депрессии врачи-психиатры учатся в интернатуре, ординатуре и повышают свою квалификацию всю профессиональную жизнь. С дефицитом таких специалистов во многом связана проблема недовыявления депрессии у нас в стране. Кроме того, люди, страдающие депрессией, чаще обращаются за помощью не к психиатрам, а к врачам общетерапевтической сети, которые не имеют навыков выявления этого расстройства. Поэтому до 50% пациентов, нуждающихся в психиатрической помощи, у нас, увы, не получают необходимого лечения. Обучение врачей всех специальностей умению диагностировать депрессию является первоочередной задачей. Отсутствие этого навыка, по моему мнению, сравнимо с неспособностью врача измерить артериальное давление.

У роковой черты

«АиФ. Здоровье»: – Правда ли, что депрессия может ухудшать течение других заболеваний?

А.А.: – Конечно. Она может провоцировать обострение, а также утяжеляет течение многих соматических заболеваний, особенно артериальной гипертензии, инфаркта миокарда и инсульта. Кроме того, депрессия является основной причиной нетрудоспособности мужчин, а в особенности женщин, которые вдвое чаще страдают этим расстройством.

Известно, что риск стойкой утраты трудоспособности у больных с соматическими заболеваниями, осложненными депрессией, в 5 раз выше чем без депрессии. Но главная социальная проблема депрессии – ее высокий суицидальный риск. Почти миллион жизней ежегодно уносят самоубийства, вызванные депрессий. Причем на одно законченное самоубийство приходится 20 или более не удавшихся попыток.

«АиФ. Здоровье»: – Кто чаще страдает от депрессии: молодые или пожилые? Различается ли течение депрессии от возраста больных?

А.А.: – Депрессии случаются в любом возрасте. Известны случаи суицидов на фоне депрессии даже у детей дошкольного возраста. Клинически выраженная депрессия наиболее часто выявляется в трудоспособном возрасте, но так называемая субсиндромальная депрессия (не соответствующая всем необходимым ее критериям) значительно увеличивается с возрастом. Так, по данным неврологов, у молодых больных с нейроциркуляторной дистонией депрессии происходят в 15% случаев, а у пожилых – в 50%. Виной тому – стрессы, связанные с множественными потерями, наблюдающимися в этот период. Это потери близких, друзей, работы, материальной независимости, здоровья, важных жизненных функций: зрения, слуха… Пожилые люди чаще ощущают себя ненужными, обременяющими свою семью. Поэтому в преклонном возрасте депрессии происходят наиболее часто. Неслучайно 53% пожилых людей считают депрессию нормальной проблемой их возраста.

При этом число завершенных суицидов на фоне депрессии у людей старше 60 лет в 6 раз выше, чем у молодых. Эти суициды наиболее опасны: пожилые люди обычно никого не предупреждают о своем намерении уйти из жизни, не высказывают мысли о суициде, а также тщательно планируют и готовят свой уход, выбирая для этого наиболее летальные способы.

Доступная помощь

«АиФ. Здоровье»: – Считается, что лечение депрессии – это очень дорогое удовольствие, а для пожилых людей – и вовсе недоступное. Есть ли бюджетное лечение депрессии?

А.А.: – У нас существует как платная, так и бесплатная помощь при депрессии. Причем именно бесплатная помощь осуществляется высокопрофессиональными врачами-психиатрами.

Например, в Москве такую помощь можно получить как амбулаторно, так и стационарно в специализированной больнице «Клиника неврозов», где наряду с психиатрами, психотерапевтами, психологами работают врачи-специалисты всех профилей, в том числе неврологического, что особенно важно, например, для пациентов пожилого возраста. Психотерапевтическую помощь можно бесплатно получить в центре «Московская служба психологической помощи населению».

Подобные структуры есть почти во всех регионах России. Что касается стоимости лекарств, то здесь благодаря импортзамещающей политике существует широкий диапазон цен, что делает доступным их приобретение даже малообеспеченным человеком.

«АиФ. Здоровье»: – Как cделать, чтобы помощь в лечении психиатрических расстройств, и в частности депрессии, была эффективной и доступной всем?

А.А.: – ФГБУ «Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии имени В. П. Сербского» Минздрава России, где я работаю, принимает участие в разработке проекта Государственной программы «Развитие здравоохранения в Российской Федерации» до 2020 года, которая рассматривается в качестве основного инструмента реализации государственной политики в сфере здравоохранения. В одной из подпрограмм этого документа заложены основы совершенствования системы оказания медицинской помощи больным с психическими расстройствами и расстройствами поведения, куда включены те основные задачи, внедрение которых поможет улучшить диагностику и лечение пациентов с депрессивными расстройствами. К ним относятся: расширение сети учреждений, оказывающих психиатрическую помощь, и интеграция психиатрических служб с общесоматическими службами. Это поможет обеспечить повышение доступности психиатрической помощи и, соответственно, повышение уровня выявляемости лиц с психическими расстройствами.

Еще одной важной задачей является обеспечение подготовки и переподготовки медицинских кадров, в том числе и в диагностике депрессии. В настоящее время проект программы находится на стадии обсуждения. С ним можно ознакомиться на сайте Минздрава. Программа – есть. А как она будет внедряться – посмотрим.