Работа за границей: как пережить «синдромом возвращения» домой?

Что нужно знать тем, кто возвращается домой после длительной зарубежной командировки?

   
   

За морем житье не худо

Когда пять лет назад Олег, работавший менеджером в крупном российском машиностроительном концерне, получил предложение возглавить постоянное представительство своей родной фирмы на Филиппинах, он считал, что находится на верном пути к карьерным вершинам.

Приехав в Манилу вместе с женой и семилетним сыном, Олег с головой окунулся в работу.

Деятельность представительства развивалась вполне успешно. Начальство было довольно его работой…

Российская фирма оплачивала роскошную шестикомнатную квартиру в центре Манилы и элегантный офис в непосредственной близости от места проживания.

Учтивые филиппинцы засыпали Олега комплиментами, восхищаясь его личными и деловыми качествами… Каждую неделю на рабочем столе в манильском офисе оказывались до двух десятков приглашений на светские вечеринки, дипломатические приемы, модные показы, театральные и кинопремьеры…

Трудности адаптации

Олег так привык к своей бурной филиппинской жизни, что ему стало казаться, что так будет всегда. Но как говорит народная мудрость: все хорошее когда-нибудь заканчивается. Совет директоров родной компании решил, что содержать полпредство на далеких Филиппинах – дело накладное.

   
   

Представительство в Маниле прекратило свою работу. Олегу предложили вернуться в центральный офис компании в Москву на солидную должность заместителя директора департамента.

Зарплата в российской столице оказалась в полтора раза больше, чем в Юго-Восточной Азии. Это обстоятельство Олегу понравилось. А вот все остальные реалии отечественной офисной жизни стали вызывать у него неприятие.

Никто не стал предлагать бывшему полпреду ни отдельного кабинета, не персонального секретаря, ни водителя… Все эти «атрибуты успеха» остались в далекой филиппинской жизни.

Между двух стульев

Олег уволился из родной компании, взял билет на самолет и полетел в Манилу. Он надеялся найти хорошую работу, используя приобретенные за три года контакты в филиппинской элите…

Увы, все эти надежды оказались тщетными. Потеряв статус полномочного представителя солидной фирмы, он перестал быть интересен для своих филиппинских приятелей и знакомых.

Молодой человек вновь вернулся в Москву. Уже два года он не может найти новую постоянную работу. Хотя Олег ее особо и не ищет. Он впал в глубокую депрессию. В своих проблемах он не одинок.

В гостях хорошо…

Почему же возвращение из-за бугра в родные пенаты оказывается таким болезненным? Дело не только в удобной и комфортабельной жизни, к которой привыкли многие «иностранцы». Самое болезненное –

это потеря вип-статуса, нередко «прилагающегося» к зарубежной командировке.

Представитель российской фирмы за рубежом, дипломат, ученый, работающий по контракту, автоматически воспринимается местным населением как представитель элиты. Зарубежному гостю стараются создать максимально комфортные условия для работы, его опекают, организуют культурную и светскую программу… Что и говорить, приятно!

Проблема заключается в том, что многие люди начинают забывать о том, что в роли гостя невозможно находиться бесконечно. Можно и хозяевам надоесть, и дорогу к себе домой забыть…

…А дома плохо!

В американских и европейских компаниях уже давно озаботились «синдромом возвращения». Для сотрудников, возвращающихся из длительных зарубежных командировок, проводятся специальные психологические тренинги, способствующие их интеграции в родной стране.

Соотечественникам, постоянно работающим за рубежом, рекомендуют не забывать о необходимости поддержания социальных контактов на родине. В западных фирмах постоянные представители в зарубежных странах значительную часть времени проводят в центральном офисе. Таким образом они не теряют связи с основной частью коллектива.

Смотрите также: