Владимир Курпатов: «Психотерапевтическую помощь важно получить вовремя»

Но нежелательное развитие ситуации сможет предотвратить профилактика психических заболеваний, таково мнение нашего собеседника, доктора меднаук, профессора, заведующего кафедрой психотерапии Санкт-Петербургской академии последипломного образования, главного психотерапевта Санкт-Петербурга Владимира Курпатова.

   
   

Запас прочности

«АиФ Здоровье»: – Владимир Иванович, на недавнем всероссийском съезде психиатров теме профилактики уделялось много внимания. Настала пора?

В.К.: – Ну, во‑первых, мы сейчас живем в мире, оторванном от природы, и все чаще находимся в виртуальном поле. Раньше крестьянину не нужно было ходить в тренажерный зал и делать зарядку, поскольку он занимался телесными упражнениями на протяжении всей жизни. Мы же вынуждены каким-то образом компенсировать гиподинамию, сидячий и лежачий образ жизни.

Таким же путем мы идем и с точки зрения психического здоровья. Я уверен, что современный человек близок к тому, чтобы, начиная с детских лет, проводить профилактику психического напряжения. Поэтому не исключено, что физзарядка будет вскоре дополняться и психической.

Вообще, я считаю, что человек каждый день определенное время должен посвящать тому, чтобы пытаться выработать в себе больший запас психической прочности. Но профилактика может быть и медикаментозная.

«АиФ Здоровье»: – Речь об антидепрессантах?

В.К.: – Не обязательно. Есть средства, в том числе и аллопатические, призванные снизить уровень напряжения или подготовиться к выполнению тех или иных задач. Существуют различные виды фитотерапии и натуротерапии.

   
   

«АиФ Здоровье»: – Когда нужно к ним прибегать?

В.К.: – В состоянии «предболезни», когда человек еще не болен, но уже не совсем здоров. И это даже не болезненные проявления, а состояние неблагополучия в душе. В таком случае мы можем проводить прицельную профилактику, то есть работать с теми проблемами, которые вызывают у человека переживания, слезы.

Вторичная же профилактика заключается в том, чтобы обнаружить недуг на ранней стадии и провести адекватную терапию, тем самым предотвратив переход заболевания в хроническую форму.

Но есть и третичная профилактика, когда человек серьезно болен, но мы его поддерживаем различными методами, за счет чего у него в течение многих лет нет обострения. Важно, чтобы человек получал своевременную терапию. Другой вопрос, что ее трудно организовать при нынешнем положении дел в стране.

Врачеватели души

«АиФ Здоровье»: – Сегодня у нас в стране очень популярны психологические тренинги. С вашей точки зрения, они дают положительный результат?

В.К.: – Приносят пользу целенаправленные тренинги, связанные, например, с личностным ростом человека, когда ему нужно помочь лучше себя понять, осознать, что он хочет в жизни, на какие достижения нацелен. Или – коммуникативные тренинги, для аутичных людей, помогающие снизить стеснительность, тревожность.

«АиФ Здоровье»: – А как лучше заниматься – в группе или индивидуально?

В.К.: – Если сравнивать групповые тренинги и одиночные, то замечу, что первые организационно труднее, но они более симпатичны, поскольку здесь включается коллективный взгляд: видно, как другой человек ведет себя в схожей ситуации, и становится понятно, что пациент не одинок со своими проблемами. Это позволяет быстрее адаптироваться.

«АиФ Здоровье»: – Отряд врачевателей душ сегодня достаточно разнообразен: психологи, психиатры, психотерапевты с психоаналитиками… И как нам, пациентам, разобраться: кто есть кто?

В.К.: – Вопрос спорный и неоднозначный. Начну с психоаналитика. Им может быть и врач, и психолог, и любой другой специалист, потому что психоанализ – это скорее форма философская, нежели врачебная.

У психотерапевта в первую очередь должен быть менталитет врача. Он должен знать, как работают внутренние органы, какие бывают болезни, как они протекают, какие надо назначать препараты… И он может браться за оказание помощи людям, носителям любых болезненных расстройств.

Психолог – и это надо четко разграничивать – имеет другое, гуманитарное образование. Оно очень нужно в оказании помощи людям не больным, а в стадии предболезни. Но, чтобы работать с людьми, психолог должен проходить последипломную подготовку. А она в некоторых странах длится ни много ни мало целых три года. И еще: психолог ни в коем случае не должен подменять врача-психиатра. В некоторых случаях они могут и должны работать в одной команде.

Врач-психотерапевт имеет базовое медицинское образование, и это очень важный момент. Возьмем такой случай. Обратился пациент с психосоматическим заболеванием, например с гипертонией, к врачу-психотерапевту, и, если бы тот не был врачом общей практики, он бы не рассмотрел у него эндогенную депрессию, которая и является источником повышенного артериального давления. И не установил бы правильный диагноз. А без диагноза можно больше навредить, чем помочь.

Опасная граница

«АиФ Здоровье»: – Есть восточная мудрость: не дай бог жить в эпоху перемен. У нас же в это время выросло целое поколение. Это как-то отражается на психическом состоянии нашего общества?

В.К.: – Несомненно. Эта безумная капиталистическая революция крайне негативно сказалась на основной массе населения. И доводы тут совершенно ясны: реформы невозможно проводить такими бешеными темпами и с такой агрессией по отношению к народу. Конечно, они привели к значительному росту нервно-психических заболеваний. И прежде всего, заболеваний пограничного уровня, таких как тревожные состояния, депрессии, неврозы. На сей счет есть четкие статистические данные.

«АиФ Здоровье»: – ВОЗ недавно констатировала, что лет через двадцать жителей планеты охватит настоящая пандемия депрессии, а психиатры говорят, что уже сегодня она выходит на первое место среди всех психических расстройств. Почему это происходит?

В.К.: – Однозначного ответа тут нет. Эта проблема многофакторная. Нынче не приходится сомневаться: современный человек гораздо больше времени общается с компьютером и телевизором, чем с близкими, друзьями, коллегами; больше тепла получает от домашних животных, а не от себе подобных. А ведь необходимость в общении заложена генетически. Как и потребность помогать другим и получать помощь от других.

А эти закономерности в современном обществе реализуются все хуже, потому что в них все больше вмешивается идеология индивидуализма и потребительства, что приводит к исключению индивида из широких социальных контактов, которые так нужны для сохранения психического здоровья. И это, несомненно, одна из причин роста депрессий.

Проблем в современном обществе, и не только у нас в стране, очень много. По этому поводу я всегда сожалею: психотерапия имеет несколько направлений, одно из них – философское. А меж тем у нас почти нет психотерапевтов, которые бы занимались проблемами философии жизни: ради чего живем, как живем?

«АиФ Здоровье»: – Владимир Иванович, почему вашего сына давно не видно на телевидении? В свое время его передача «Спросите доктора Курпатова» была очень популярна…

В.К.: – Когда на нашем телевидении начинались психотерапевтические шоу с огромным количеством участников, роль экспертов предложили и мне, и сыну. Я отказался. Андрей согласился. Хотя и не был заинтересован в таком освещении темы. Психотерапия – это все-таки более тонкий инструмент общения, и он не приемлем для разношерстной аудитории. Телевидению же именно такой вариант приносит больший доход. Сегодня мой сын стал менее публичным человеком, но хорошим публицистом. Он пишет книги, и это у него хорошо получается. Необходимо популяризировать адекватное понимание психотерапии в стране.

Смотрите также: