Признаюсь – меня реклама зацепила. Всегда мечтала научиться рисовать – мой отец увлекался живописью, но на мне природа явно отдыхала. В школе по рисованию был трояк, и то с натягом. А тут – такой шанс!
Выйти за рамки
Грунтуем бумагу белой краской. Смелее, смелее! Выходим за рамки картины, рисуем на газете… Теперь – у соседа одной рукой… Теперь другой рукой – у другого соседа, – преподаватель включает зажигательную музыку, и мы, участники тренинга правополушарного рисования, с азартом разрисовываем все подряд: бумагу, газету, свои руки, руки соседа…
Потом с таким же азартом учимся делать разноцветный фон: «Не бойтесь выйти за рамки – рисуйте произвольно: по диагонали, вертикали, кругами – как хотите!» – подбадривает нас тренер. Несколько несложных техник, и на этом фоне совершенно неожиданно появляются тропические пальмы, морской пейзаж, зимний лес…
Психология + искусство
В нашей стране о правополушарном рисовании стало известно не так давно, хотя европейцы о нем слышали еще с 70‑х годов прошлого века. Основоположницей его стала американская художница Бетти Эдвардс. А она, в свою очередь, опиралась на исследования нобелевского лауреата, психобиолога Роджера Сперри. Этот метод стал симбиозом искусства и психологии. Тренинги проводят психологи, арт-терапевты и профессиональные художники.
Суть занятий – «усыпить» на время левое полушарие, отвечающее за логику, правила и стереотипы. Вообще-то, левое полушарие – наш друг: помогает учиться и делать карьеру. Вечно все анализирует, обосновывает, просчитывает, оценивает…
Но оно же – и главный критик. Постоянно сравнивая наши достижения с другими, вставляет палки в колеса: мол, какой из тебя художник, ты даже кисточку нормально держать не умеешь.
Правее, еще правее!
Так вот, специальными приемами этого критика можно на время заглушить, вместе с его стереотипами и запретами.
Никакого гипноза или нейролингвистического программирования при этом не используется – только некоторые психологические хитрости. Например, когда рисуешь под музыку, поневоле расслабляешься, переключаешься, начинаешь подпевать и… забываешь о том, что ты не умеешь рисовать. Все получается само собой!
Когда мозг выходит в правополушарный режим, включается интуиция (кстати, другое название метода – интуитивное рисование), образное мышление и творчество. И, даже если до этого вы рисовали хуже, чем трехлетний ребенок, теперь запросто сможете изобразить ночной город, поле с ромашками или парусник в море. Конечно, до Левитана или Айвазовского вам еще далеко, но этими картинами можно гордиться. И не только картинами.
Творить по жизни
После занятий долго не покидает состояние радости и окрыленности. Кто-то «уходит» в кулинарию, кто-то – в танцы, кто-то – в дизайн, кто-то вспоминает, что в молодости неплохо писал стихи…
Вдохновение не покидает даже на работе. Вот почему на занятиях можно увидеть самых разных людей: экономистов, музыкантов, журналистов, учителей, школьников, пенсионеров…
Некоторые приходят целыми семьями – совместное творчество сближает. К тому же, когда креативность открывается сразу у всех, это ж сколько полезного можно дома сделать!
Для кого-то тренинги становятся психотерапией: при виде результата своего труда повышается самооценка и уверенность в себе. А для кого-то – отдыхом от проблем и забот. Согласитесь, даже если вы не станете великим художником, а просто расслабитесь, отвлечетесь, испытаете радость и удовольствие, это тоже неплохо.
Комментарий специалиста
– Если вы придете в музей и увидите картины известных художников, наверняка подумаете: «Я так никогда не смогу». А ведь любая деятельность начинается с малого! Нужно просто снять стереотипы и негативные установки.
Тренинги в этом помогают. Человек начинает верить в свои силы, заряжается энергией (а на занятиях очень позитивная атмосфера) и самое главное – видит результаты своего труда. Все это помогает сломать шаблоны, мешающие развитию. Однако нужно понимать, что такой тренинг лишь побуждает к действию. Вы поверите, что умеете рисовать. Но, чтобы научиться хорошо рисовать, необходимо изучать технику – ходить на курсы живописи или к преподавателю – художнику. То есть учиться дальше.
Смотрите также:
- Евгений Коган: «Чтобы по-настоящему начать читать - нужно заинтересоваться» →
- Минимум 15 минут счастья в день. Почему творчество должно быть частью жизни →
- Марина Степнова: «Плохие врачи нам не нужны, а хороших – люди прокормят» →