Вторичная профилактика инсульта - под этим словосочетанием в России, как правило, подразумевают предотвращение сосудистой катастрофы у тех, кто ее уже перенес.
Наш сегодняшний собеседник предлагает это понятие расширить, включив в число пациентов, которые должны быть под постоянным наблюдением у специалистов, и тех, у кого нарушение мозгового кровообращения прошло в более легком варианте, но кто об этом зачастую даже не подозревает.
Слово – руководителю службы «СТОП-Инсульт» ЦЭЛТ, доктору медицинских наук, профессору Евгению Широкову.
Проблема № 1
Для врачей-ангионеврологов предотвращение повторного инсульта всегда было проблемой № 1. Среди причин, которые приводят к инвалидности и смерти, повторный инсульт занимает одно из первых мест. Если после первой атаки инсульта больной живет в среднем около 8–9 лет, то после второго острого нарушения мозгового кровообращения срок отпущенной ему жизни сокращается до …2–3 лет.
В том, что без должной профилактики и лечения сосудистая катастрофа может повториться, специалисты не сомневаются. Достаточно обратиться к той же статистике, согласно которой, если пациент перенес один инсульт, то в течение года с вероятностью, близкой к 15%, он перенесет второй, а через несколько лет эта вероятность приближается уже к 30–40%.
– После инсульта в организме сохраняются механизмы, которые привели пациента к такому развитию событий: склонность к внутрисосудистому тромбообразованию, атеросклеротические изменения артерий, – поясняет профессор Широков. – К тому же у тех, кто перенес острое нарушение мозгового кровообращения, нередко есть еще и другие заболевания, такие, как тяжелый диабет, гипертоническая болезнь, сердечная недостаточность, аритмия. В этом случае резервы для предотвращения повторной сосудистой катастрофы у пациентов невелики. Особенно, если сопутствующие заболевания находятся в запущенной форме.
За шаг до беды
Впрочем, есть среди пациентов с повторной угрозой инсульта и такие, кто о перенесенной ими сосудистой катастрофе даже не подозревает. Речь о кратковременных нарушениях мозгового или сердечного кровообращения, получивших название транзиторных ишемических атак. На них часто не обращают должного внимания: ну подумаешь, вдруг внезапно разболелась или закружилась голова, затекла рука или нога…
У профессора Широкова и его коллег такое положение дел ничего, кроме огорчения, не вызывает. Евгений Алексеевич убежден: эти симптомы могут быть проявлением кратковременного нарушения мозгового кровообращения, первым «звоночком», который, оставшись без внимания, может привести к сосудистой катастрофе.
Еще опаснее, если без внимания остались «звоночки» посерьезнее: преходящая потеря зрения, речи, слабость в руке и/или ноге (как правило, на одной стороне тела), внезапная амнезия (при которой человек на какое-то время теряет ориентацию в пространстве и забывает, что делает).
В этом случае двух мнений быть не может: такой больной должен немедленно обратиться к врачу (лучше – к неврологу). И пройти серьезное обследование, включающее в себя ультразвуковое исследование крупных сосудов (прежде всего – сонных артерий), ЭКГ, ЭХО-КГ, развернутые анализы крови с определением липидного профиля и склонности к тромбообразованию, а также на содержание гомоцистеина – аминокислоты, которая приводит к раннему атеросклерозу и образованию тромбов и повышает вероятность инсульта и инфаркта в 5–8 раз.
Скупой платит дважды
Подобное обследование стоит пройти и тем, кто перенес гипертонический криз, внезапный приступ стенокардии (боль в области сердца), аритмии. Эти состояния также можно отнести к разряду предшественников инсульта – транзиторных ишемических атак. О чем подавляющее большинство пациентов не знает. Не соотносят эти состояния с угрозой острого нарушения мозгового кровообращения и большинство врачей поликлиник.
Чего не скажешь о дальновидных иностранцах. Недавно профессор Широков побывал в центре сердечно-сосудистых заболеваний японского города Осака. Увиденное вызвало у него профессиональную зависть: в Стране восходящего солнца профилактике инсульта уделяют гораздо больше внимания, чем у нас, выделяя в группу риска и тех, кто столкнулся с проявлением транзиторных ишемических атак. Им назначают все упомянутые выше исследования, которые в Японии являются составной частью обязательной диспансеризации.
У нас в стране в стандарт оказания медицинской помощи они не входят. Получается парадоксальная ситуация, считает Широков. Вместо того чтобы не допустить первой атаки инсульта, у нас спохватываются лишь тогда, когда мозговая катастрофа уже произошла, вызвав необратимые изменения, а то и гибель отдельных участков головного мозга.
Да и затраты, которые уходят на лечение уже состоявшегося и предотвращение вторичного инсультов несопоставимы с теми, что необходимы для профилактики этого смертельно опасного заболевания. Но ждать, пока наше государство раскачается и пересмотрит стандарты оказания медицинской помощи, не стоит. Нужно устроить себе техосмотр – такой же, какой многие из нас проводят своему автомобилю, не жалея на это времени и средств.
Наша справка
Из 500 тысяч инсультов, которые ежегодно регистрируются в нашей стране, на долю ишемических, вызванных закупоркой или сужением питающих мозг сосудов, приходится подавляющее большинство – 85%.
Геморрагические инсульты с кровоизлиянием в мозг или под его оболочки в результате разрыва сосудистой стенки встречаются гораздо реже – в 10–15% случаев, но являются более тяжелыми и разрушительными по последствиям. К счастью, с тех пор как аппараты для измерения артериального давления прописались в наших семьях на правах утюга, геморрагических инсультов стало меньше. А число ишемических, наоборот, увеличилось. Почему? Механизмов развития ишемического инсульта много. Среди них – разрушительный образ жизни с вредными привычками, неправильным питанием и гиподинамией (дефицитом движения).
***
Если у близкого вам человека наблюдаются описанные выше признаки преходящего нарушения мозгового кровообращения, следует его положить или посадить и измерить ему артериальное давление. Если оно выше 160 мм рт. ст., нужно обязательно вызвать «скорую помощь» и дать больному привычный для него снижающий давление препарат. Также можно дать аспирин. Лучше простой или растворимый: лекарства в специальных формах, предупреждающих раздражение желудка, действуют медленнее.
Кстати
Головной мозг страдает от недостатка питания чаще, чем другие органы. Его потребности в кислороде и питательных веществах очень велики. Составляя всего 5–6% массы тела, он потребляет более 20% всей крови, которую перекачивает сердце.
Мозг очень чувствителен к недостатку кислорода – для того чтобы произошли необратимые изменения нейронов при закупорке крупной артерии, достаточно всего двух минут. А посему предотвратить нарушения мозгового кровообращения нужно как можно раньше. Снабжение мозга остается надежным только до тех пор, пока полноценно работает сердце, а сосуды эластичны и способны расширяться, увеличивая потоки крови, необходимые для функционирования центральной нервной системы.
Смотрите также:
- В цифрах и фактах: инсульт «молодеет» – болезнь может настигнуть даже в 30 лет →
- Больше движений, меньше фастфуда. Как защититься от инсульта →
- Инсульт? Спасение есть! Берите пример с Шерон Стоун →