Мерцательная аритмия: причины и виды лечения

globallookpress.com / www.globallookpress.com

Сердечно-сосудистые заболевания и острое нарушение мозгового кровообращения всегда были звеньями одной цепи. Мерцательная аритмия – в особом ряду.

   
   

Ее наличие в 5 раз увеличивает риск инсульта, который в этом случае имеет более тяжелое, зачастую фатальное течение с повышенным риском смерти (у 20% пациентов) и инвалидизации (у 60%).

Но ситуация не безнадежна. С недавних пор такие больные получили шанс на наиболее безопасную защиту от смертельно опасного осложнения своего недуга. Об этом шла речь на Европейском кардиологическом конгрессе, в котором приняли участие около 30 тысяч кардиологов из разных стран. В том числе и из России.

Слово – нашему эксперту, доктору медицинских наук, профессору кафедры факультетской терапии № 1 лечебного факультета Первого МГМУ им. И. М. Сеченова Дмитрию Напалкову.

Группа риска

Мерцательная аритмия (фибрилляция предсердий), сопровождающаяся частым, хаотичным возбуждением и сокращением предсердий или фибрилляцией (подергиванием) отдельных групп предсердных мышечных волокон, – пожалуй, одно из самых распространенных нарушений ритма сердца. Особенно у людей пожилого возраста. Среди тех, кто пересек отметку 70–75 лет, фибрилляция предсердий встречается чуть ли не у каждого третьего.

Сердечные перебои могут возникать и у более молодых людей (20–30 лет) при ряде врожденных дефектов проводящей системы сердца и чаще всего провоцируются чрезмерным употреблением алкоголя.

При этом характерных для мерцательной аритмии неприятных ощущений в области сердца, одышки и болей в грудной клетке может и не быть. До тех пор пока с возрастом к этой проблеме не присоединяются гипертония, сахарный диабет, атеросклероз и т. д.    
   

Роковой тромб

Кстати, сама по себе мерцательная аритмия опасности не представляет. Фибрилляция предсердий не переходит в желудочковую тахикардию, за которой, как правило, может последовать остановка сердца.

Мерцательная аритмия опасна другим – застоем крови, в результате чего в камерах сердца (чаще – в левом предсердии) образуются сгустки (тромбы). Но самое страшное происходит, когда мелкие фрагменты тромба (эмболы) отрываются и вместе с током крови попадают в коронарные сосуды, вызвав инфаркт. Или кардиоэмболический инсульт, если смертоносная «пуля» достигает сонной артерии.

Эмбол может «залететь» и в систему мезентериальных сосудов, кровоснабжающих кишечник, вызывая некроз одного из его участков с последующим перитонитом, либо в сосуды нижних конечностей, став причиной их критической ишемии (нарушения кровоснабжения) с развитием гангрены.

Зыбкое равновесие

Важно
Согласно исследованиям, четверть инсультов, произошедших по непонятным причинам, связаны с мерцательной аритмией, которая может протекать бессимптомно. Поэтому в последнее время врачей-кардиологов нацеливают следующим образом: если к вам приходит больной старше 65 лет, положите ему руку на пульс и проверьте, нет ли у него неритмичных сердцебиений. При подозрении на фибрилляцию предсердий необходимо снять ЭКГ, а для ее длительного поиска – холтеровское мониторирование ЭКГ. Причем лучше не суточное, а 3- или даже 7-дневное.
До недавнего времени предотвратить подобное развитие событий можно было единственным способом: с помощью приема так называемых антагонистов витамина К – антикоагулянтов, разжижающих кровь. Благодаря этим препаратам риск инсульта и других сосудистых осложнений снижается на 64%, а смертность – на 26%.

Но, как и у любой лекарственной терапии, у антикоагулянтов, даже самых эффективных, есть и обратная сторона – риск кровотечений (вплоть до геморрагического инсульта, который по своим последствиям еще разрушительнее, чем ишемический). Что обусловливает необходимость постоянного лабораторного контроля крови и коррекцию дозы этих препаратов в случае выхода показателей состояния системы гемостаза (так называемого МНО – международного нормализационного отношения) за пределы целевого диапазона, который у пациентов, получающих антикоагулянты, составляет чаще всего от 2 до 3.

Кроме того, эффективность терапии антагонистами витамина К сильно зависит от того, какое количество этого витамина пациент получает с пищей. Любое изменение в рационе опять-таки требует консультации с лечащим врачом, что в условиях наших перегруженных поликлиник далеко не всегда возможно.

Спасительная альтернатива

Но с недавних пор у пациентов с высоким риском кардиоэмболических инсультов появилась альтернатива – новое поколение пероральных антикоагулянтов, к числу которых относятся прямые ингибиторы тромбина.

Они блокируют действие тромбина, который является ключевым белком, участвующим в процессе свертывания крови.

В отличие от антагонистов витамина К, этот новый, более эффективный класс препаратов не взаимодействует с пищевыми продуктами и не требует постоянного контроля показателей крови.

А главное, на этой терапии значительно ниже риск угрожающих жизни кровотечений, что уже по достоинству оценили во многих российских стационарах, где прямые ингибиторы тромбина успешно применяют для профилактики тромбоэмболических осложнений у больных, перенесших плановое протезирование коленного или тазобедренного сустава, а также у пациентов с фибрилляцией предсердий, когда имеются противопоказания к приему антагонистов витамина К или адекватный контроль за их приемом не представляется возможным.

Специалисты убеждены: за новыми пероральными антикоагулянтами, которые пациенты с фибрилляцией предсердий должны принимать пожизненно, – большое будущее. Однако, как и в случае с антагонистами витамина К, назначать это лекарство должен только врач.

В продолжении: Как лечить аритмию →