Актриса Ксения Алфёрова о том, как найти себя, молодых актёрах, не умеющих пользоваться бесценным даром, и о том, какой опыт она приобрела, потеряв голос.
— Что для вас значит голос?
— Наш голос — это отражение нашей индивидуальности, нашего состояния. В конце концов — это просто наше богатство. Я перфекционист. И всегда понимала, что, если что-то заниматься основательно, нужно этому учиться. Поэтому, до того, как поступила в театральный институт, а мне этого очень хотелось, мной занимались педагог по технике речи Ксения Кузнецова. Она повышала мою самооценку, работая с моим голосом. Я раньше ТАК разговаривала (плохо — Ред.)..., сейчас даже ТАК не смогу (смеётся). Говорила «на связках». Поэтому всё время срывала голос. А мне очень хотелось иметь голос, как у моей мамы (актрисы Ирины Алфёровой — Ред.) — низкий и красивый. Ксюша обещала мне, что всё рано или поздно будет. Так всё и случилось. Мне очень повезло с педагогами, в институте в том числе.
Педагог по вокалу очень много может сказать о человеке по тому, как человек говорит, как звучит его голос, насколько он боится себя. Помню, мы вместе с молодыми, но уже известными, актёрами были на трёхдневном тренинге, который вёл педагог по технике речи из Лондонского Шеспировского театра. В какой-то момент он отвёл в сторону меня и Аню Михалкову. Это сейчас Анна, слава богу, перестала себя бояться, а тогда боялась. И педагог объяснил нам, что у каждого человека есть серединка, когда он разговаривает. И мы искали эту свою середину. Вот эта середина — это ты. Когда мы с помощью преподавателя нашли её, сначала даже испугались ещё больше. «Кто же вам сказал, что вы маленькая? — обратился педагог к Ане. — Вы большая и красивая. И должны пользоваться своим голосом. Это важный ресурс и в обычной жизни, и, тем более, на сцене и в кино». Поэтому очень важно для любого человека найти себя.
— Часто ли вы сталкиваетесь в профессии с тем, когда люди неправильно используют свой голос?
— Порой бывает боязно ходить в театр. Мало того, что плохо слышно, так я не всегда разбираю, что говорят молодые актёры. Если это не классическая пьеса, которая знакома (Чехов, например), а что-то неизвестное, я в ужасе смотрю на зрителей и думаю: «Бедные, они же вообще не понимают, что происходит». На самом деле — это беда. Так они не умеют возможности учиться пользоваться голосом.
Техника речи — основной предмет для актёра, он даже важнее, чем актёрское мастерство. А сейчас на него тратится всё меньше и меньше времени. Полчаса в неделю. Вообще ни о чём! Курсы огромные — по 30 человек. Вузам нужны деньги. Это понятно. Но если ты не овладел техникой речи, ты не получил профессию. И не имеешь права называться актёром. Кому суждено, тот всё равно прорвётся. Но в полной мере профессией обладать не будет. Таких актёров не будет слышно, они будут терять голос. А мы, актёры, мы не играем на скрипке. Голос — наш инструмент. Поэтому в нашей профессии важно держать себя в чистоте — физической, моральной, внутренней. Это то, чему раньше учили мастера курсов. Ты работаешь своим нутром. Когда злишься, раздражаешься и, вообще, если ты дурной человек, будешь делиться с людьми плохой энергией. Так нельзя. Нужно делиться чем-то хорошим, даже если у тебя этого мало. Плохое лучше оставить дома.
— Была ли у вас ситуация, когда у вас пропадал голос, и как вы из неё выходили?
— Был такой случай однажды. Причём голос у меня пропал надолго. Ходила к фониатрам. А случилось это после спектакля про Хэллоуин, где я играла героиню, из шеи которой другие персонажи-вампиры пили кровь при помощи трубочек. На следующий день после этой сцены я проснулась без голоса вообще. Я не могла говорить примерно полтора месяца и общалась с помощью записок. Это был очень интересный опыт (смеётся).
Я читала также историю про актрису Сару Бернар. Она была маленького роста и не очень красивой женщиной, по сути. Но у неё был потрясающий голос, которым им владела виртуозно. Однажды на сцене у неё пропал голос, Сара Бернар пропала, и зрители обнаружили на сцене маленькую несовершенную женщину. И её закидали помидорами.
— Что нужно делать, чтобы сохранить голос?
— Беречь его. Чтобы голос был здоровым, нужно начинать с общей гигиены тела, заканчивая внутренним стремлением к гармонии. Все это знают, но мало кто выполняет. Голос не отдельно взятая величина. Традиционная европейская медицина сегодня лечит разные органы отдельно — почки, печень, сердце. Это неправильно. Только если привести весь организм в гармонию(как это делает восточная медицина), будешь чувствовать себя хорошо.
— Какие советы можете дать человеку, потерявшему голос?
— Молчать. Не слушать музыку. Не ругаться даже внутри себя. И даже не шептать. Когда вы шепчете, нагрузка на связки увеличивается. И вы не просто теряете голос надолго, но и нарабатываете себе узелки. Потом не сможете нормально говорить, будете сипеть, как курильщики со стажем.
Смотрите также:
- «Голосу нужен отдых». Преподаватель – об улучшении дикции и технике речи →
- Симбиоз искусства и психологии. Как развить скрытые таланты →
- «Все дается трудом». Актер Игорь Ясулович о развитии голоса →