А те, кто ещё недавно мечтал о рождении ребёнка, решили отложить реализацию мечты о продолжении рода до лучших времён. Эксперты стали опасаться повторения ситуации 90-х годов. Перед страной замаячила перспектива снова упасть в демографическую яму…
Арине 34 года. Ещё до кризиса она купила в кредит квартиру в Подмосковье. Арина живёт в гражданском браке, но на прерывание беременности её толкнула не опасность, что бойфренд, испугавшись ответственности, сбежит, а… ипотека, взятая в долларах на 15 лет.
— Если бы не она, то родила бы малыша, — утверждает несостоявшаяся мама. Похожая история у 36-летней Кристины. Её дочке сейчас 12 лет. Она только устроилась на хорошую работу и хочет утвердиться на новом месте.
— Если начальство узнает, что я могу вскоре уйти в декрет, церемониться не станет, — объясняет своё решение сделать аборт Кристина. Но она сохранила бы второго ребёнка, если бы была уверена, что не потеряет заработок.
А где инстинкт?
Женщины оказались в ситуации чудовищного выбора: сохранить жизнь нерождённого ребёнка или зарплату, позволяющую удержать на плаву семью? Можно ли понять тех, кто выбирает зарплату?
Некоторые акушеры и психологи уверены: если женщина хочет ребёнка, она родит, несмотря ни на что. А кризис для аборта лишь предлог: мол, не я такая плохая, что не хочу ребёнка, это власти меня обманули, лишив стабильного завтра.
— Материальные причины прервать беременность женщины указывали всегда. Истинные — кроются в отношениях с близкими, — утверждает психолог Татьяна Попова.
— СМИ сформировали искажённые социальные нормы. Лишь та семья достойна уважения, в которой ребёнок «упакован» в дорогие вещи, посещает модные секции, — считает Светлана Руднева, президент благотворительного фонда «Семья и детство». — И многим начинает казаться, что, если они своим детям подобного уровня обеспечить не могут, значит, нечего «плодить нищету». Но ребёнку нужна прежде всего любовь мамы и папы, а не их деньги.
Социологи даже начали говорить о том, что у современных женщин, привыкших к комфорту, ослабевает материнский инстинкт. Мол, в отсталых африканских странах рождаемость высокая, а в обеспеченной Европе, причём даже в мусульманской Албании, она ниже уровня, необходимого для воспроизводства населения. Но это неправда, что у современных женщин ослабла потребность в детях! Мы хотим детей. Но мы хотим, чтобы они жили в достойных, а не африканских условиях. И неудивительно, что, по данным опроса ВЦИОМ, в ближайшее время обзавестись детьми планируют всего 5% россиян.
Денег пожалели
— Риск попадания семьи в категорию бедных растёт пропорционально увеличению числа детей. Мы предлагаем установить ежемесячное федеральное пособие на ребёнка дополнительно к региональному в размере 500 рублей на первого, 1000 на второго и 1500 на третьего и последующих детей, продлить пособия по уходу за ребёнком с 1,5 до 3 лет, — говорит Александра Очирова, председатель Комиссии по социальной и демографической политике Общественной палаты РФ. — Предлагаем также установить льготы для многодетных семей в виде бесплатных наборов продуктов, школьной формы, товаров для новорождённых и другие антикризисные меры. Мы внесли такую программу в правительство и президенту. Госдума обсуждает законопроект.
Авторы программы подсчитали, на сколько «разорит» бюджет её реализация, — это около 70 млрд. руб. Но, похоже, думцы не считают помощь семьям первоочередной проблемой, предпочитая обсуждать другие темы. Программа была предложена почти два месяца назад, и с тех пор — никаких телодвижений. Неужели в кризис важнее было поддержать экономику и банки, в которые закачали уже не один миллиард?
— Главврачи нескольких лечебных учреждений Нижнего Новгорода подтвердили: увеличение числа абортов есть, — говорит отец Михаил Зазвонов, руководитель нижегородского православного Центра родовспоможения и детства во имя преподобного Серафима Саровского. — Беременная женщина беззащитна, а нагнетание проблемы кризиса формирует в ней неуверенность. Психолог в женской консультации мог бы побеседовать, поддержать и, возможно, отговорить её от столь опрометчивого шага. Но приказ Минздравсоцразвития о создании медико-социальной службы родовспоможения в регионах не выполняется — никто не хочет оплачивать ставку психолога.
Кстати
На днях глава Минздравсоцразвития России Татьяна Голикова сообщила, что строительство высокотехнологичных перинатальных (то есть для беременных, рожениц и новорождённых) центров из-за кризиса откладывается. Они будут построены не в 2009-2010 годах, как планировалось ранее, а не раньше 2011 года.
Смотрите также:
- «Особенный» ребенок: инвалидность является естественной частью человеческой жизни →
- Сергей Пузин: «Инвалидность – не повод для отчаяния» →
- Татьяна Рессина: Подросткам объявили «сухой закон» →