Устранить неприятные черты можно, считает Ольга Кардашина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной психологии Российской академии повышения квалификации и переподготовки работников образования.
От мира – в скорлупу
Дети, которые имеют проблемы с кожей – нейродермиты – или поражения, возникшие в результате псориаза, бессознательно воспринимают свою кожу как границу между собой, таким хорошим, и остальным миром, отнюдь не всегда дружелюбным. Как только мир кажется ребенку несправедливым и жестоким, граница-кожа нарушается и болезнь входит в стадию обострения.
Обладатели нейродермитов и псориаза, несмотря на разное происхождение этих болезней, ведут себя в жизни похоже: они стеснительны и застенчивы, но при случае могут с миром и пободаться.
В раннем детстве они подавали большие надежды, но не выдержали конкурентной гонки со сверстниками и давления родительских амбиций. Их послужной учебный список обычно бывает таким: гимназия или профильный класс с углубленным изучением каких-либо предметов, потом обычная школа, потом экстернат. Родители спохватываются и приводят таких детей к психологу, когда учителя уже вынесли диагноз: «Потеряна связь со школой». А частая смена школ таким детям только добавляет проблем: они-то думают, в новой школе их все полюбят, а в новой школе никто не бросается их любить. И от обманутых ожиданий болезнь с каждым переходом в другую школу только обостряется. Депрессия сменяется желанием совершить какой-нибудь противоправный поступок.
Что делать родителям
● Не стоит внушать ребенку, что мир агрессивен, все вокруг плохо: двор опасен, школа не дает хороших знаний, а ровесники жестоки. Такой настрой только усугубит болезнь. Подчеркивайте все хорошее, что происходит вокруг.
● Не требуйте от него многого и сразу, особенно в раннем детстве. Умерьте свои амбиции.
Никого не вижу, никого не слышу
Дети с болезнями опорно-двигательного аппарата – обычно рефлексирующие люди, они постоянно сравнивают и анализируют, чем они отличаются от других, здоровых. У них высокая пространственная тревожность, которая вызвана особенностями их передвижения. Им трудно общаться с чужими людьми, поэтому, когда к ним обращается незнакомый человек, они могут сделать вид, что не слышат его вопроса. Они любезны, прекрасно знают, как надо себя вести, но контакты с незнакомыми требуют от них слишком больших усилий, в этот момент они переживают речевой ступор, спазм, не могут говорить и прячут лицо.
Иногда на таких детей накатывает злость, и они начинают обвинять весь мир – врачей, потому что те не могут их вылечить, родителей, потому что не обратились к врачам раньше… Агрессию они выливают на окружающих: «Я прочитал столько красивых и умных книг, а в жизни вижу только боль и больничные койки…» А когда их состояние улучшается, они этому не верят и часто бывают не готовы к тем изменениям, которые происходят в их теле.
Они эгоцентристы. Привыкнув общаться с миром через маму, начинают считать, что мама существует только для того, чтобы обслуживать их.
Что делать родителям:
● Таких детей важно научить общаться с людьми из большого мира, со здоровыми сверстниками. Для родителей это сложная задача, им лучше обратиться к психологам, проводящим такие тренинги.
● Помогите ребенку овладеть компьютером – в будущем это позволит ему получить высшее образование, работу. А уже сейчас с помощью компьютера он может общаться с другими людьми в чатах, оказывать поддержку таким же, как он.
● Учите его иностранным языкам, письменному переводу, составлению компьютерных программ, внушайте, что у него есть будущее, его ждет хорошее образование и хорошая работа.
● Постепенно отпускайте от себя ребенка, давайте ему больше самостоятельности, но и требуйте ответственности. На ранних этапах симбиоз мамы и малыша необходим и полезен: энергия мамы помогает больному ребенку. Но со временем нужно разделиться. Физическая немощь ребенка не должна затмевать для вас его внутренний мир. Вы можете показать его лучшим врачам, но не в состоянии делать за него упражнения. Для своего хорошего самочувствия он многое должен сделать сам.
Смотрите также:
- Советы психолога: 4 способа убедиться, что в 40 лет жизнь только начинается →
- Учитель-ученик-родители. Как строить отношения и избегать конфликтов? →
- Новенький в классе: как помочь ребенку адаптироваться в коллективе →