Экстремальная хирургия. Врачи пришили оторванную голову и восстановили печень

   
   

Но, чтобы начать улыбаться, ей придётся перенести ещё не одну операцию и, возможно, даже пересадку нервов.

Учёные центра регенерации тканей при Манчестерском университете сообщили на днях об успехах в области выращивания нервов из стволовых клеток. Нервную ткань можно пересаживать, и, говорят, пациент будет чувствовать себя так, как будто его нервы никогда не были повреждены. И всё же это дело пусть ближайшего, но всё же будущего. А что уже сейчас можно пересадить, как использовать возможности своего организма и поменять один орган на другой и что могут не какие-нибудь заморские доктора, а простые российские врачи, в этом попытался разобраться «АиФ» вместе с экспертами.

2 часа без головы

Хирург сельской больницы сотворил почти чудо, пришив своему односельчанину голову, наполовину отпиленную бензопилой.

24 августа 2006 года 34-летний нефтяник из села Месягутово Фарваз Искандаров вместе с другом и 10-летним сыном отправился в лес за дровами. В доме кончилось топливо, а наутро надо было уезжать на вахту — не оставлять же семью без тепла.

Когда валили очередное дерево, полотно бензопилы неожиданно застряло в распиле. Прибавив газу, Фарваз дёрнул инструмент на себя и едва успел отвести голову назад. Неожиданно легко выскользнув из ствола, ревущая бензопила полетела на лесоруба и мгновенно перерезала шею. Он даже не смог закричать — гортань была порвана. Попытался сдержать кровь рукой и понял, что не может дышать: воздух поступал в лёгкие через распиленное горло. В шоковом состоянии, не теряя сознания, Фарваз нашёл в себе силы самостоятельно выйти из леса навстречу «скорой», которую вызвал друг.

— Я был уже дома, когда из больницы около 7 часов вечера позвонили и вызвали на операцию, — рассказывает заведующий хирургическим отделением Месягутовской районной больницы Валерий Трофимов. — Сразу было понятно, что случай очень серьёзный, ещё пятнадцать минут — и мужчину было бы уже не спасти. Рана доходила до задней стенки глотки. Фарвазу повезло, что пила не задела сонную артерию и позвоночник.

   
   

На операционный стол мужчину положили в состоянии клинической смерти с давлением 80/30. За жизнь горе-лесоруба бригада врачей боролась 1 час 15 минут.

— Мы подключили Фарваза к аппарату искусственного дыхания. Первым делом остановили кровотечение и сшили вену, затем нужно было немедленно восстановить дыхание. Потом соединили распиленные глотку, гортань, щитовидку, трахею и два хряща, — вспоминает хирург. — Использовали для этого специальный импортный материал, который закупается для больницы за рубежом.

Во время операции Валерий Трофимов связался по мобильному телефону с уфимским коллегой, с которым когда-то работал, зав-отделением грудной хирургии клиники Башмедуниверситета Артуром Авзалетдиновым, и он подсказал этапность операции. Всё-таки травма неординарная, не каждый день приходится спасать таких пациентов.

Через трое суток к Фарвазу вернулся голос. И ещё месяц он раз за разом рассказывал историю своего спасения родственникам, которые приезжали в больницу со всех концов Башкирии.

На 21-е сутки пациента выписали. К этому времени все раны полностью зажили, функции органов восстановились. Компьютерная томография показала, что сужения трахеи и глотки нет, глотание, дыхание — в норме.

Сейчас Фарваз чувствует себя отлично, об операции годовой давности ему напоминают только шрам на шее да лёгкая хрипотца в голосе (из-за повреждённых нервов). Вернувшись домой, он устроился обжигальщиком на кирпичный завод и решил провести в дом газ, чтобы больше не ходить за дровами.

Уникальная операция не осталась незамеченной. Ассоциация хирургов Республики Башкортостан отметила бригаду врачей, спасших Фарваза, статуэткой «Золотой скальпель» и дипломом за лучшую хирургическую операцию 2006 года.

Возвращение «блудной печени»

В Сибири хирурги почистили печень пациента от паразитов и затем кусочки здоровой ткани вживили обратно.

Заболевание, которым страдал Алексей, — альвеококкоз печени (когда в ней живут личинки паразитов и вокруг них образуется как бы пузырь), если вовремя начать лечение, не считается смертельным. Но этот пациент попал в руки докторов, когда парализованная опухолью печень уже практически не обезвреживала токсины, началось отравление организма изнутри.

Слова врачей звучали как приговор: если не сделать пересадку печени, жить Максиму оставалось недолго.

Шанс, что именно для тебя найдётся донорский орган, — один из тысячи. Поэтому хирург Владимир Анищенко решил пересадить Максиму… его собственную печень. Точнее, вернуть её здоровую часть после удаления из неё паразитов. Нужно было рассчитать время с точностью до секунды: не успеешь «вживить» орган обратно — ткани омертвеют. Операция длилась 15 часов 42 минуты. Осталось около четвёртой части от прежнего размера печени — единственного органа в организме, способного восстанавливаться.

Несколько лет назад московский хирург Алексей Северцев впервые в России выполнил аутотрансплантацию печени женщине с гигантской, 25 см, опухолью в органе. Обычная операция была бы смертельной. Поэтому хирургу пришлось изъять печень из организма и оперировать её отдельно, на «соседнем столе», а потом вшивать обратно.

Как говорит профессор кафедры общей хирургии Новосибирского государственного медуниверситета и заведующий 1-м хирургическим отделением Дорожной клинической больницы Владимир Анищенко, спасший жизнь Алексею:

— Может быть, мы уступаем заграничным врачам в техническом обеспечении, но руки и голова у нас работают не хуже.

Появятся ли в Грузии «пальцем деланные»?

Тбилисские врачи сумели заменить половой член… пальцем.

Несколько лет назад мужчина средних лет лишился своего «достоинства» в результате онкологического заболевания. Врачи клиники в Тбилиси решили заменить его собственным пальцем пациента. Новый орган состоял из двух частей: среднего пальца левой руки и лоскута кожи с кисти правой. Затем медики сформировали новый орган и пришили его к телу. Операция проводилась в один этап.

Не прошло и двух недель, как мужчина сам смог сходить в туалет, а уже через месяц мог похвастаться тем, что новый орган заработал в полную силу. При этом его чувствительность не пострадала. По слухам, благодарный пациент чувствует себя настолько хорошо, что не так давно снова женился и вполне счастлив.

Комментирует доктор медицинских наук, главный врач Республиканского центра репродукции человека Михаил Корякин:

— Такая операция, безусловно, возможна. Процедура формирования полового члена не нова. Существует несколько отработанных технологий, которые с помощью специальной микрохирургической техники позволяют добиться результата. При этом и палец можно сохранить. Как правило, кожа, из которой формируют неофаллос (будущий мужской орган), берётся с предплечья. Создают мужское достоинство желаемых размеров. А чтобы выполнялись все функции, присущие этому органу, применяют эндопротез.

Кстати

 

  • Кожа пересаживается с одного участка тела на другой при сильных ожогах.

    Из лоскутов кожи, взятых с разных частей тела (лба, живота, предплечья, бедра, кисти), возможно формирование новых органов — например, носа, губы, века и т. д.

  • Из части толстой, тонкой кишки возможно сформировать внутренний орган — например, мочевой пузырь, пищевод.

  • Части ребра в случае необходимости могут заменить участок позвоночника. Из ребра можно также сформировать ушной хрящ.

  • Стволовые клетки, взятые у пациента, вводятся в случае необходимости при некоторых наследственных заболеваниях, после онкологических операций.

  • При перемене пола врачи способны сформировать вагину из мужского органа и наоборот.

  • Возможна пересадка пальца ноги на место потерянного пальца руки.

  • Трансплантация волос с затылочной части головы на макушку возвращает шевелюру лысеющим.

 

От редакции

Все эти выдающиеся достижения науки радуют, когда они доступны и помогут конкретно тебе в трудную минуту. Как женщине из алтайского села, которая ждала пересадку сердца и уже не надеялась дождаться. Вдруг ей позвонили из Новосибирска и попросили быстрее приехать. За последние 2 недели в Новосибирском институте патологии кровообращения сделали три пересадки. И всё же чаще нас спасают обычные врачи, часто без супероборудования и современных лекарств. Потому что главное — руки и сердце хирурга. Без них любые достижения науки — пустой звук. Счастье, что они у нас есть.

Организм-конструктор: собери себя сам!

Александр Беляев, Юлия Борта, Юлия Гарматина, Индира Кодзасова, Татьяна Кузнецова, Ирина Павлова, Юлия Тутина, Виктория Хесина, Эльвира Швец (АиФ-Башкортостан)

Смотрите также: