«Если почерк неразборчивый и прочесть каракули невозможно, значит, писал врач». Это не шутливое наблюдение, а авторитетное мнение криминалиста-почерковеда Андрея Левицкого.
Мужчина или женщина?
Почерк – это зафиксированная в рукописи система привычных, доведенных до автоматизма движений. Если супермену, проходящему проверку на детекторе лжи, помогут скрыть тайны его железные нервы, то почерк выдает своего обладателя с головой.
Неумелые каракули первоклашки. Скоропись студента, ведущего конспект лекции. Твердый почерк руководителя, заполняющего важные бумаги. И, наконец, стариковский – извилистый, дрожащий, искривленный хворями. И все-таки криминалисты берутся доказать, что все четыре образца почерка принадлежат одному человеку.
С женщинами – проще. Представительницы прекрасного пола более консервативны, у них устойчивый почерк. Как девочку научили писать – такой почерк, в принципе, и сохранится у женщины на протяжении всей жизни. А вот мужчины начинают с годами что-то варьировать, изобретать. На этой особенности и построено определение пола пишущего.
Инсульт или близорукость?
Болезни накладывают свой отпечаток на почерк человека.
Заболевание Паркинсона, к примеру, криминалист определит сразу: на бумаге хорошо видно мелкое дрожание рук.
У человека, перенесшего травму мозга, нарушается координация движений. Больной переходит на угловатые и резкие штрихи, по одному и тому же месту проводит по нескольку раз, прежде чем выведет нужную закорючку.
От почерковедов невозможно скрыть плохое зрение. По незначительным деталям специалисты могут сказать: эту запись пожилой человек делал в очках, а вот здесь он их снял и писал сощурившись.
Человек с большой буквы
– Хотите, ваш почерк изучит компьютер? – спросили меня криминалисты.
Кто же откажется от такого предложения?! Я протянула страницу из своего блокнота. Глядя на этот листок, почерковед внес в компьютер 129 характеристик-признаков. Машина хотела знать, как я соединяю буквы, угловатые они или овальные, использую ли я надстрочные или подстрочные элементы, уменьшаются ли размеры букв к концу слова, отличаются ли у меня заглавные и строчные буквы, оставляю ли поля справа и слева, каков размер пробелов между словами и между строк, много ли места отдаю на абзацы, как часто я прибегаю к переносу слов, украшаю ли прописные буквы, соблюдаю ли правила правописания… Казалось, дотошность машины не знает предела.
Удивительно, но только прописную букву «А» люди пишут 82 вариантами, на «Ж» я насчитала 96 способов, на «Ф» – 100! Пока принтер выдает характеристику моего почерка, я просматриваю «диагнозы», поставленные другим авторам. Кого-то компьютер характеризовал как прирожденного оратора, другому предсказывал большую будущность как руководителю, из третьего, по разумению машины, получился бы отличный телохранитель или спортсмен...
Но вот готов мой «профиль». Боже, и это я?! Вы не поверите, сколько гадостей может наговорить машина про человека. Знаете, что я вам посоветую: спрячьте от посторонних глаз свои рукописи, а то вдруг рядом окажется графолог и с одного взгляда поставит «диагноз». Например такой: «Низкий уровень притязаний. Способен к рутинной, монотонной работе. Исполнительный, робкий. Группа профессий – клерк, рабочий конвейера, гардеробщик...»
Победитель или проигравший?
Профессию пишущего криминалисты тоже назовут. Но для этого они исследуют не столько сам почерк, сколько особенности письменной речи: употребляет ли человек специфические слова, присущие профессии, математические сравнения, термины. Графологи считают, что обладатели красивого почерка – творческие личности: художники, артисты, писатели, музыканты...
Почерк может выдать и внутреннее состояние человека в тот момент, когда он взялся за перо и бумагу. Любые стресс, напряжение, обида наложат свой отпечаток. Например, подписи Наполеона, которые он ставил под письменными приказаниями командирам до начала битвы при Ватерлоо и после, скажут даже несведущему человеку: вот здесь расписался человек в предвкушении победы, а здесь – в тяжкую минуту поражения.
Как нет в мире двух одинаковых отпечатков пальцев, так и не существует абсолютно похожих почерков. Даже братья-близнецы пишут неидентично: если у них разные характеры, то и почерки должны отличаться. Именно такие свойства почерка, как индивидуальность и относительная устойчивость, позволяют сыщикам отождествить человека и его почерк.
Кстати
А какой характер у нашего звездного читателя Вилли Токарева? Определить это вы можете, изучив автограф певца с пожеланиями нашим читателям и коллективу газеты.
Смотрите также:
- Хватит стесняться! 5 советов для тех, кто страдает от собственной застенчивости →
- Страшно сказать! Избавляемся от боязни выступать на публике →
- Бояться нечего! Что делать со страхами и фобиями →