Ингаляционная анестезия лучше
В промышленно развитых странах основную долю наркозов выполняют с использованием ингаляционных анестетиков. Основные достоинства такой анестезии связаны с особенностями действия применяющихся в этом случае препаратов, которые при минимальном влиянии на внутренние органы обеспечивают контролируемый и хорошо управляемый наркоз.
Применение ингаляционных анестетиков исключает или существенно снижает необходимость использования сложных комбинаций сильнодействующих фармакологических средств, характерных для внутривенной анестезии, которая на самом деле далеко не так хороша, как кажется. Дело в том, что многие практикующие ее клиники применяют препараты, которые хорошо усыпляют, но плохо обезболивают.
Другие добавляют к ним наркотики, после которых еще несколько часов сохраняются расстройства сознания, внимания, мышления. Для врачей такое положение дел стало печальной обыденностью: страховые компании не заинтересованы в применении современных видов анестезии, поскольку они удорожают стоимость лечения, на которое бюджетным больницам не хватает денег.
Зона риска
Впрочем, в той или иной степени повреждают клетки головного мозга практически все анестетики. В результате их применения часть нейронов гибнет. И хотя в большинстве случаев этот процесс не является фатальным, именно с проведением общей анестезии специалисты часто связывают нарушение познавательных функций.
Есть данные, свидетельствующие и о более серьезных последствиях наркоза. И хотя, по статистике, вероятность умереть от анестезии составляет всего лишь 1 на 200 тысяч плановых операций и сопоставима с вероятностью того, что вам на голову случайно упадет кирпич, риск умереть в течение года после перенесенной операции существует. При этом чем глубже наркоз, тем этот риск выше. Такую закономерность выявило исследование американских ученых, проведенное среди десятков тысяч пациентов, перенесших операции. С чем она связана, неизвестно.
Нельзя сбрасывать со счетов и индивидуальную реакцию на тот или иной вид анестезии, а также наличие сопутствующих заболеваний, о которых врач может и не подозревать. Особенно когда речь идет о небольших по объему оперативных или диагностических медицинских манипуляциях (гастроскопия, колоноскопия, диагностические выскабливания), требующих наркоза. По словам специалистов, иногда человек умышленно ничего не говорит о своих проблемах накануне операции, лишь бы ему не отказали в анестезии, рискуя потерять здоровье.
Опасное пробуждение
Проблемы могут быть связаны не только со слабым оснащением больницы, плохим качеством наркоза и неосведомленностью врача о болячках лежащего на операционном столе пациента, но и с отсутствием должного контроля за его состоянием во время общей анестезии. Что чревато развитием еще одного неприятного осложнения: во время операции человек может просто-напросто проснуться.
По статистике, при ингаляционной анестезии это случается в 1% случаев, при анестезии закисью азота может достигать 20%, при использовании кета-мина – 25. Только в США каждый год это осложнение развивается примерно у 20 000-40 000 больных хирургического профиля. Примерно у каждого третьего из этих пациентов восстановление сознания сопровождается болевыми ощущениями, у остальных боли нет, но возникает чувство дискомфорта, страха и даже паники. Такое состояние опасно тем, что сказывается на качестве дальнейшей жизни: развивается пострессорный синдром, который, как уже доказано, отвечает за развитие множества послеоперационных осложнений, включая инфаркты, инсульты и нарушения работы желудочно-кишечного тракта, которые могут развиться, когда все уже, казалось бы, благополучно закончилось.
Проблема эта известна давно, но лишь в последние годы, когда она стала обсуждаться в средствах массовой информации и к ее решению подключились государственные и общественные организации, появились первые реальные успехи в ее решении. Так, в США после серии громких судебных дел, связанных с неконтролируемым пробуждением во время операции, 70% операционных и большинство реанимационных палат оборудовали мониторами глубины наркоза, позволяющими подбирать нужную дозу вызывающих наркоз препаратов и снижающими вероятность пробуждения до 0,002%. У нас в стране подобная роскошь доступна лишь пациентам ведущих медицинских центров.
Кстати
Пообщавшись с врачами, мы составили памятку о том, что должен знать человек, решающийся на плановую операцию под общим наркозом.
>> Прежде чем лечь на операционный стол, поинтересуйтесь у анестезиолога, есть ли в клинике современная ингаляционная и внутривенная анестезия, применяются ли в ней разнообразные региональные блокады с сохранением сознания и без.
>> Если подобными возможностями клиника не располагает, а использует в своей работе старые методы анестезии, есть повод задуматься. Конечно, подобным образом с успехом обезболивали не одно поколение пациентов. Но зачем подвергать себя хоть и минимальному, но риску? Нужно выбирать лучшее.
>> Еще один полезный вопрос, ответ на который желательно получить, прежде чем остановить выбор на конкретной клинике, – о технической оснащенности операционной. На безопасность в большей степени влияет даже не сам препарат, а то, как организовано место работы анестезиолога. Неплохо бы поинтересоваться, стоит ли там кислород, монитор контроля пульса, давления, дыхания, а в идеале – и монитор контроля глубины наркоза. Если нет, лучше перестраховаться и поискать другое место. И уж тем более не стоит соглашаться на вариант, когда в эндоскопический, стоматологический или процедурный кабинет приглашается анестезиолог, имеющий пару шприцев с лекарством и тонометр.
>> Исключение – экстренные ситуации. В этом случае не стоит бросаться на поиски суперсовременного препарата и требовать от врача его применить. Лучший вид «срочного» наркоза – тот, которым анестезиолог пользуется ежедневно и которым владеет лучше всего.
Пока только один наркоз считается безвредным – ксеноновый. Этот инертный газ не вступает ни в какие химические взаимодействия и не вызывает повреждения нейронов – это доказано различными научными исследованиями.
Смотрите также:
- В цифрах и фактах: на 1 из 20 больных эпидуральная анестезия не действует →
- Алексей Чжао: «В экстренной ситуации наши хирурги готовы помочь любому» →
- 10 мифов о наркозе: чего стоит и не стоит бояться →