«АиФ»: - Можно ли избежать токсикоза во время беременности?
Ольга Кудинова: - Беременность – это процесс приятный и, конечно, он должен приносить радость в зависимости от срока. При сильном токсикозе могу посоветовать для начала обследоваться. Токсикоз – это осложнение беременности и рвота 5-7 раз в день это непростительно. Сейчас существуют определенные методы коррекции. Если пациентка изначально приходит с элементами токсикоза, сильного, выраженного, в том числе и с рвотой, ей обязательно назначаются капельницы, которые в своем составе имеют витамины, поддерживающую терапию, которая позволяет не только улучшить самочувствие, но и уменьшить явления токсикоза.
Есть возможность этого избежать. Токсикоз может быть связан с приемом пищи – это должно быть регулярное, частое (6-7 раз в день) питание. Понятно, что могут быть разные ситуации и пациентка может выдавать такую реакцию на прием пищи, но каждый конкретный случай решается по-своему. Одно могу сказать точно: к беременности нужно подготовиться и проверить обязательно функцию печени, потому что именно она ответственна за токсикоз, и обязательно стать на учет максимально рано, чтобы доктор видел ваши анализы до беременности, в ранних сроках беременности. Если там есть какие-то изменения, доктор смог бы правильно и вовремя их скорректировать.
Сейчас токсикоз не так страшен, потому что есть методы, которые позволяют с ним бороться. На сегодняшний день напрямую противорвотные препараты на ранних сроках беременности не рекомендуется, но бывают ситуации, когда мы во избежание ухудшения состояния здоровья пациентки назначаем аналогичные препараты.
«АиФ»: - Какие успокоительные можно пить во время беременности?
О.К.: - Каждый конкретный случай должен рассматривать лечащий доктор, он знает показания своей пациентки, знает противопоказания, сопутствующие заболевания, по которым можно или нельзя применять какие-то препараты. В принципе практически любые растительные препараты, в том числе и валерьянка, подходят в данном случае, просто иногда бывает достаточно назначить ту же самую валерьянку, но в другой лекарственной форме. Есть гомеопатический вариант валерианы, есть обычный лекарственный препарат. Лекарственная валерьянка может не помогать, а гомеопатическая может работать прекрасно.
«АиФ»: - В любом случае относиться легко к успокоительным средствам нельзя, то есть просто прийти в аптеку и попросить любой растительный препарат?
О.К.: - Нет, категорически. Я озвучу, может быть, немного крамольную для фармацевтов мысль, но аптека должна быть последней инстанцией для консультаций. Грамотный фармацевт может правильно подобрать аналог препарата, если назначенного препарата в данный момент нет, а требуется срочный прием этого препарата, но не более того. Ни в коем случае нельзя оставлять для фармацевтов этап назначения препарата, это категорически неправильно.
«АиФ»: - Что такое «тонус матки»? Как это сказывается на беременности?
О.К.: - Очень часто врачи ультразвуковой диагностики, видя гипертонус матки по одной из стенок, начинают женщину пугать, при всем этом женщина нормально себя чувствует, у нее нет никаких других отклонений. Тонус – это очень скользкий момент, кто-то поставит тонус, кто-то нет. Если это большой срок и врач руками чувствует тонус матки, то это достаточно серьезная проблема, необходима коррекция. Если срок маленький и диагноз больше похож на диагноз по ультразвуку, то здесь беспокоиться не о чем, если пациентка себя нормально чувствует. В каждой конкретной ситуации все решается по ходу, очень много зависит от того, есть жалобы от пациентки или нет, беспокоит ее что-то или нет. Конечно же, имеет значение срок. Если у пациентки тонус и срок 38 недель, то пусть будет, это тренировочные схватки, значит женщина родит через неделю-две.
«АиФ»: - Наличие у беременной ВПЧ может как-то отразиться на ребенке?
О.К.: - Вирусов папилломы человека существует двух больших типов: высокого онкориска и низкого онкориска. Как бы странно ни звучало, но вирус высокого онкориска для ребенка безопасен. Даже если мы рожаем ребенка через естественные родовые пути, вероятность обсеменения половых органов ребеночка есть. Тем не менее вирус высокого онкориска – это точка приложения только шейки матки у естественно рожденных девочек, то есть шанс, что ребенок этим заболеет очень-очень низкий. Даже если он есть, мы, к сожалению, в данной ситуации фактически бездействуем.
А вот вирус низкого онкориска, а конкретно 6-ой или 11-ый тип (это тип, вызывающие аногенитальные кондиломы), это, к сожалению, не очень хорошо, особенно если его обнаружили во время беременности. При рождении ребеночка через естественные родовые пути женщины, инфицированной 6-ым или 11-ым типом, у ребеночка может развиться папилломатоз гортани или носоглотки. Это не очень приятно, особенно в младенческом возрасте. Тут все решается конкретно по ситуации.
В любом случае, не советую пациентке сильно по этому поводу переживать и на этом акцентироваться, и конечно это не повод прерывать беременность, потому что ВПЧ в общем-то не лечится. В такой ситуации целесообразно проконсультироваться со своим доктором, чтобы минимизировать риски, потому что есть данные об иммунной терапии в середине беременности, примерно на 20-ой неделе, противовирусная иммунотерапия оказывает положительный эффект. Самое главное, чтобы вирусная нагрузка к моменту родов была минимальная или ушла совсем.