Выбросила детей с 15-го этажа, потому что «надоели». Аффект, комплекс Медеи или психологическая патология?

Жительница подмосковного города Долгопрудный Галина Рябкова 24 июня вместе со своими детьми — семилетним Вовой и четырехлетним Родионом, вышла из квартиры на восьмом этаже новостройки, поднялась на 15-й этаж и вытолкнула обоих мальчиков с балкона на лестничной клетке. Оба ребенка скончались еще до приезда скорой помощи.

   
   

28-летняя женщина была задержана и против нее возбуждено дело по п. «а», «в» ч. 2 ст. 105 УК РФ («Убийство»). Сейчас она находится в изоляторе временного содержания УВД «Мытищинское».

Муж Галиной Рябковой, Сергей, был в отпуске и узнал о случившемся, когда вернулся. С одной стороны, до трагедии семья Рябковых считалась благополучной, однако в ходе следствия выяснилось, что женщина планировала развестись с мужем. Кроме того, еще до свадьбы она предпринимала попытку суицида.

Правда, по словам некоторых соседей, Рябкова уже несколько месяцев не жила с мужем и сильно переживала их расставание. Муж Галины часто ездил в Волгоградскую область навещать дочь от первого брака. Соседи также рассказали, что Рябкова часто жаловалась на его отсутствие и даже говорила, что ей нечем кормить детей.

На допросе Рябкова заявила, что сыновья ей просто надоели. Чтобы понять причины, по которым женщина решилась на такой поступок, ей назначена судебная комплексная психолого-психиатрическая экспертиза. Также следователи направили запросы в учреждения Волгограда, откуда в 2008 году приехала семья, для выяснения, состояла ли ранее Рябкова на учете у психиатра или нарколога и были ли у нее какие-то отклонения. На основании этих документов будет составлена характеристика, которую изучат и затем определят, вменяема ли Галина.

Известно, что на момент совершения преступления женщина была в здравом уме, хотя позже на допросе она вела себя неадекватно, говорила, что никому не нужна, и утверждала, что ее дети «ангелы и теперь они на небе». Позже женщина разыгралапопытку самоубийства.

   
   

Находясь в изоляторе временного содержания УВД «Мытищинское» Рябкова сообщила дежурному, что съела чистящее средство, когда была в туалете. Полицейские заставили ее выпить много воды, чтобы промыть желудок.

Позже женщину осмотрели врачи «скорой» и не обнаружили никаких следов попытки суицида. Когда медики стали собираться уезжать, арестованная попросила отвезти ее в психиатрическое учреждение. Никаких оснований для этого не было и врачи пришли к выводу, что Рябкова притворяется и пытается сбить с толку следствие.

 

Автор фото: РИА Новости

Почему?

Возможно, причиной трагедии и странного поведения Галины Рябковой стали проблемы в отношениях с мужем или состояние аффекта. Ситуации, когда женщина так или иначе срывается на детях, хотя причиной стресса и недовольства жизнью является муж или какие-либо иные обстоятельства, не редкость.

В психологии есть понятие «комплекс Медеи» — причинение вреда матерью своим детям с целью отомстить мужу. Как рассказала психолог, руководитель психологического центра «СоДействие», Анна Хныкина, случаи прямого убийства детей встречаются очень редко. Гораздо чаще встречаются более мягкие проявления негативна и гнева.

Элементы этого комплекса могут проявляться временами у любой матери. Например, когда мать морально уничтожает ребёнка, давит на него, убеждая в неполноценности, беспомощности, нескладности, бестолковости и так далее», — пояснила Анна.

Неадекватные и нелогичные поступки человек также может совершить, находясь в состоянии аффекта.

«Само слово «аффект» происходит от латинского «affectus» — душевное волнение, страсть. Это психическое состояние, которое быстро возникает и бурно протекает, оно захватывает очень глубокие переживания и усиливает их, сознание сужается вокруг конкретной проблемы, полностью концентрируясь на острой переживаемой ситуации, снижается самоконтроль. Данное состояние очень ярко проявляется внешне», — рассказала Анна Хныкина.

«Аффект может произойти с каждым, для этого вовсе не обязательно быть психически больным.

Поскольку речь идёт о глубоких переживаниях, вполне вероятно, что человеком в аффекте когда-то была получена психическая травма, которая впоследствии многократно воспроизводилась и этот человек возвращался к переживаниям, связанным с ней. В какой-то раз обстоятельства сложились так, что самоконтроль снизился, переживания взяли верх и вот — поступок...», — добавила эксперт.

Важна первопричина

С юридической точки зрения ситуацию прокомментировал Дмитрий Звоненко, юрист, автор комментариев к КоАП РФ и научных статей на юридические темы.

По его словам, российский Уголовный кодекс особо выделяет убийство, совершенное в состоянии аффекта (ст.107 УК РФ). Также предусмотрена ответственность и за причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта (ст. 113 УК РФ). Отдельно законодатель устанавливает уголовную ответственность за убийство матерью новорожденного ребенка (ст. 106 УК РФ), учитывая особенности состояния недавно родившей женщины.

— То, что произошло в Долгопрудном, выходит за рамки нашего привычного мира. Когда мать выбрасывает своих малолетних детей с 15-го этажа, после первого шока от услышанной новости, встает вопрос: «Почему?!». Как вышло так, что женщина, давшая им жизнь, в буквальном смысле слова своими руками эту жизнь отнимает. Возможно, мы столкнулись с чем-то настолько страшным, что превзошло своей злой силой древнейший материнский инстинкт защищать своих детей, пусть даже ценой своей, материнской жизни. Какой-то нервный срыв, который мы зачастую называем «аффект», даже не задумываясь, что стоит за этим понятием, — сказал эксперт.

— Элементарное толкование используемых законодателем в статье 107 УК РФ формулировок позволяет сделать вывод, что аффект с уголовно-правовой точки зрения — это не просто возникшее внезапно сильное душевное волнение, за которым следует убийство. Важна первопричина того, почему возникает такое волнение. А первопричиной являются действия (реже — бездействие) самих потерпевших. Наша жизнь, к сожалению, полна подобных примеров.

Например, сын постоянно избивает своего престарелого отца, отнимая у него деньги для того, чтобы приобрести себе выпивку. Такая ситуация может продолжаться достаточно длительное время. Однажды, во время очередных унижений и побоев отец наносит удар сыну тем, что оказывается под рукой. Удар становится роковым. В данной ситуации с большой степенью уверенности можно говорить о совершении убийства в состоянии аффекта.

Или другая ситуация, когда муж, возвращаясь домой, обнаруживает свою злоупотребляющую алкоголем жену, что называется, «мертвецки пьяной», а ее собутыльника — домогающегося их несовершеннолетней дочери. Очевидно, то, что последует за такими открытиями мужа и отца, также, с большой степенью вероятности, будет квалифицировано, как минимум по статье 113 УК РФ.

Часто убийства в состоянии аффекта происходят в закрытых коллективах, где происходит систематическое унижение и издевательство, например, в воинских частях, местах лишения свободы. Однако и здесь должна иметь место четкая связь: противоправное или аморальное поведение потерпевшего, за которым следует внезапное сильное душевное волнение и соответствующие действия со стороны того, кто стал жертвой такого поведения. Иными словами, в состоянии аффекта жертва и нарушитель меняются местами. Не случайно, в УК РФ используется термин «потерпевший» применительно к тому, в отношении кого происходят противоправные действия в состоянии аффекта, — пояснил Дмитрий Звоненко.

Он отметил, что точные причины поступка женщины позволит распознать психолого-психиатрическая экспертиза, потому что оправдать в данном случае убийство состоянием аффекта — неправильно.

— При всем желании сложно представить, что двое малолетних детей могли причинить «насилие, издевательство или тяжкое оскорбление» своей матери. Тем самым, отсутствует предусмотренное уголовным законодательством условие, при котором первопричиной возникновения аффекта являются действия или бездействие самого потерпевшего, — пояснил Дмитрий Звоненко.