«Мы были потрясены мужеством этой женщины». История жертвы теракта

Фото: АиФ Здоровье

Мужественно пройдя все этапы сложного лечения и реабилитации, сегодня она осваивается в новой для себя жизни.    
   

Хождение по мукам

Тяжелее всего для Натальи было привыкнуть к тому, что она больше не сможет видеть. Всегда деятельную, активную женщину, которая до случившегося с ней несчастья была специалистом отдела кадров, ужасала перспектива жизни беспомощного инвалида. Но благодаря поддержке персонала 36‑й ГКБ, где она провела почти год, ее близких (мужа, сыновей, братьев, сестры), а также коллег по работе (узнав о случившемся, руководство компании, в которой она работала, приняло решение оплачивать ей круглосуточную сиделку) прошедшая все круги ада женщина начала приходить в себя. Потихоньку училась есть, говорить, ходить, разрабатывала непослушные ноги и руки.

Чтобы облегчить ей тяготы адаптации к новой жизни, Наталью направили в Московский центр реабилитации больных и инвалидов при 10‑й городской больнице, где занялись ее физическим восстановлением, а затем – в реабилитационный центр Всероссийского общества слепых, расположенный в подмосковном Волоколамске, где ей предстояло заново освоиться в мире зрячих людей.

Новая жизнь

Едва приехав в реабилитационный центр, всегда веселая, оптимистичная Наталья расплакалась: перспектива провести два с половиной месяца без посторонней помощи ее пугала.

Но вскоре от былых опасений не осталось и следа. Процесс освоения незнакомого для нее пространства оказался очень увлекательным. Каждый день обитателей этого необычного лечебно-профилактического учреждения расписан по минутам. Утром – физкультура, занятия по ориентированию (сперва – внутри здания, а затем снаружи). Днем – обучение чтению методом Брайля (с рельефно-точечным шрифтом для слепых), занятия рукоделием, где незрячих людей учат самостоятельно шить, вязать, готовить, стирать. Вечером – дискотека, певческие посиделки, игры и даже… кино со специальным озвучиванием.

– В реабилитационном центре царила удивительная атмосфера, – вспоминает Наташа. – Здесь все помогают друг другу, особенно новичкам. А уж сколько за это время у меня появилось друзей! Ведь в Центре принимают незрячих и слабовидящих со всей страны.

Потерявший зрение молодой парень из Дагестана, в совершенстве освоивший мобильный телефон и компьютер, 50‑летняя женщина из Подмосковья, ослепшая в результате сахарного диабета, но лихо управляющаяся с домашним хозяйством большой семьи… Все эти люди живут насыщенной жизнью, подчас – более полноценной, чем их видящие ровесники.

   
   

Точка опоры

И все же без сложностей не обошлось. Самым трудным для Наташи (как, впрочем, и для многих ее товарищей по несчастью) оказалось выйти в город со специальной тростью для слепых. Особенно – переходить дорогу. Наташа и сейчас не смогла преодолеть этот психологический барьер. Без сопровождения помощницы Валентины на улицу она не выходит.

А вот дома она – в своей стихии. И посуду помоет, и картошку почистить может, и салат сделать. Одним из главных ее развлечений по-прежнему остаются аудиокниги. В списке предпочтений – детективы и классика. Дабы облегчить ей пользование мобильным телефоном, родственники подарили Наташе «говорящий» мобильник – разработку преподавателя Реабилитационного центра Всероссийского общества слепых.

А в скором времени Наталье предстоит пройти обучение на компьютерных курсах в институте «Реакомп» Всероссийского общества слепых – уникальном учреждении, осуществляющем комплексную реабилитацию и обучение людей с глубокими нарушениями зрения.

Продолжение следует

Правда, прежде нашей героине нужно пройти другую реабилитацию – изувеченного взрывом лица. В свое время Наталья уже прошла серию пластических операций. Сперва – в отделении челюстно-лицевой хирургии 36‑й ГКБ, затем – в Центральном научно-исследовательском институте стоматологии и челюстно-лицевой хирургии. Перед врачами стояла очень непростая задача. По сути, им нужно было, подобно скульпторам, заново «вылепить» ей лицо. И врачи блестяще с этим справились. Наталье удалось восстановить прикус верхней челюсти и уничтоженную взрывом левую щеку (лоскутом мягких тканей, взятым из грудной мышцы), ей подправили спинку носа, а в ближайшее время сделают пластичную резиновую полумаску, которую Наташа сможет надевать, выходя на улицу.

Бригаду хирургов, участвовавших в восстановлении Наташиного лица, возглавил известный пластический хирург, лауреат премии Правительства РФ, доктор медицинских наук, профессор Александр Неробеев.

– Для нас каждый такой случай по-своему уникален, – говорит Александр Иванович. – Сейчас занимаемся восстановлением лица молодого мужчины, пострадавшего во время другого теракта – в аэропорту Домодедово. Взрыв уничтожил ему пол-лица. В случае с Наташей мы в первую очередь были потрясены мужеством этой женщины. Не всякий мужчина справится с такими испытаниями.

За свою пациентку хирург спокоен. У Александра Ивановича нет сомнений: все у нее сложится хорошо.

Мы тоже очень на это надеемся и верим: следующий материал о нашей Наташе, за судьбой которой мы будем следить и дальше, будет посвящен уже не медицинской ее реабилитации, а полноценной жизни, которая станет примером для всех нас.

Смотрите также: