Геронтолог: Дожить до 100 лет может каждый

Владимир Хавинсон. Фото: АиФ Здоровье

При этом у российских ученых есть методики, способные увеличить ресурс жизнедеятельности на 20–40%. Значит, старость может быть отодвинута? Что представляет собой современный эликсир молодости?

   
   

На этот и другие вопросы отвечает главный специалист по геронтологии и гериатрии Санкт-Петербурга, член-корреспондент РАМН, профессор, директор Санкт-Петербургского института биорегуляции и геронтологии, президент Европейской ассоциации геронтологии и гериатрии Владимир Хавинсон.

Оборотная сторона эволюции

«АиФ. Здоровье»: – Владимир Хацкелевич, в ХIХ веке сорокалетние мужчины считались глубокими стариками. В наше время даже 60‑летние идут на выборы, управляют большим бизнесом. Что же с нами произошло?

В.Х: – Дело в том, что индивидуальное старение, так же как и популяционное, в различных странах мира идет разными темпами. Во второй половине XX века средний прирост продолжительности жизни составил 20 лет. Ожидается, что к середине нынешнего столетия человечество получит «дополнительно» еще 10 лет жизни. Уже сейчас демографическая группа долгожителей растет ускоренными темпами. При существующей тенденции число столетних людей в развитых странах будет удваиваться каждые 10 лет, а во всем мире их численность может увеличиться в десять раз уже к середине этого столетия.

«АиФ. Здоровье»: – Возникает парадоксальная ситуация. С одной стороны, увеличивается продолжительность жизни людей. С другой – растут болезни цивилизации, которые Всемирная организация здравоохранения характеризует как «сокращающие продолжительность жизни».

В.Х: – Это как оборотная сторона медали. Успехи науки и медицины привели к снижению числа инфекционных заболеваний, что позволило, в свою очередь, увеличить продолжительность жизни. Процесс стал частью демографического перехода к увеличению доли пожилого населения и, как следствие, к увеличению вероятности развития хронических заболеваний. По определению той же Всемирной организации здравоохранения, старение складывается из многих элементов, а именно: образа жизни, экологии, генетики, выполняемой работы, имеющихся болезней.

Жизнь по наследству

«АиФ. Здоровье»: – Старение ведь связано не только с ухудшением здоровья, но и с ухудшением памяти, снижением мыслительной деятельности, даже отсутствием желаний. Почему так происходит?

   
   

В.Х: – Действуют общие законы старения, которые распространяются на все системы организма. Однако активная умственная и мыслительная деятельность в преклонном возрасте во многом продлевает жизнь. Поэтому среди долгожителей такое большое число представителей науки, искусства, образования, писателей, руководителей.

Вообще, говоря научным языком, старение – это эволюционно детерминированный биологический процесс возрастного изменения экспрессии и структуры генов. Проще говоря – снижение синтеза белка. Как только в организме возникает дефицит белка, первыми удар на себя принимают иммунная и нейроэндокринная система. Следом возникают проблемы в других органах. Кроме этого, есть еще и генетическая предрасположенность к тем или иным заболеваниям. Поэтому чем лучше мы знаем свой собственный организм, тем больше шансов предотвратить возникновение тех или иных заболеваний.

«АиФ. Здоровье»: – А как узнать, что именно нам угрожает в будущем?

В.Х: – Это достаточно легко определить с помощью специального исследования – определение генома. Если обнаружен ген рака молочной железы, рака легкого или болезни Альцгеймера, можно предположить развитие того или иного заболевания в будущем. Диагностика делается не для того, чтобы сразу плакать и говорить, что все пропало, а чтобы себя защитить. К примеру, у человека есть ген диабета второго типа. Понятно, что ему нельзя есть сладкое или белые булочки, потому что эти продукты способны спровоцировать активность гена диабета. Выявлен ген инсульта – тогда не надо идти в сауну, париться и кидаться в снег: перепад температуры может вызвать кровоизлияние.

Эликсир молодости

«АиФ. Здоровье»: – В настоящее время существует множество различных методик омоложения и оздоровления – детоксикация организма, дозированное кислородное голодание и т.д. Можно ли им доверять?

В.Х: – В геронтологии существует ряд основных гипотез и теорий старения, его профилактики. Но я особенно бы подчеркнул важность сбалансированного питания, так как многие природные антиоксиданты являются нормальными компонентами пищи. Очень важным фактором является физическая активность в любом возрасте, правильный режим сна и бодрствования. В ночное время человек должен спать, так как в период с полуночи до трех часов утра вырабатывается важный гормон мелатонин, уровень которого является маркером старения.

Запас прочности и количество стволовых клеток в каждом органе – приблизительно 20–40%, которые могут быть задействованы в процессе всей жизни. И если все эти резервы используются, человек доживает до 100–110 лет. Мы, к сожалению, свой ресурс не используем. Поэтому такая задача стоит перед современной биологией и медициной.

«АиФ. Здоровье»: – Ваш институт более тридцати лет занимается разработкой и исследованием пептидных препаратов, которые способны поддерживать естественные силы организма до глубокой старости. В чем суть их действия?

В.Х: – Пептиды – это сигнальные молекулы, состоящие из аминокислот и регулирующие активность генов в нашем организме. Они настолько малы, что, проникая в клетки нашего организма, стимулируют производство всех необходимых активных веществ в нужных количествах и необходимом биологическом ритме, с учетом индивидуальных особенностей организма. В настоящее время с помощью пептидных препаратов возможно предот­вратить развитие множества заболеваний, в том числе рака молочной железы. Лечебный эффект достигается за счет введения пептидов, увеличивающих активность иммунной системы на 20–40%.

Запас прочности

«АиФ. Здоровье»: – В нашем организме тоже есть свой запас пептидов, они не справляются со своей задачей?

В.Х: – Пептиды действительно есть в нашем организме, но с возрастом их количество снижается. Пептиды содержатся в продуктах питания – мясе, рыбе, некоторых растениях. Вот вы съели кусок мяса, белок расщепляется не на аминокислоты, а на короткие пептиды, они всасываются в желудок, тонкий кишечник, попадают в кровь, клетку, затем в ДНК и регулируют активность генов. Некоторые доживают до 100–110 лет, рекорд, зафиксированный в Книге рекордов Гиннесса, – 122 года, в России – 117 лет. Эти люди стали долгожителями безо всяких биорегуляторов – за счет своего собственного ресурса, образа жизни, питания.

Но таких людей не больше одного процента. Судите сами, нормальное старение начинается после 90 лет. А у нас в России средняя продолжительность жизни всего 65–70 лет. Основные причины преждевременного старения всем хорошо известны. Поэтому нужно либо менять внешние факторы, либо помогать природе. Мы провели 25 экспериментов на мышах, крысах, обезьянах: вводили пептиды со второй половины жизни – для человека это возраст 40–45 лет – и в результате получали увеличение длительности жизни на 20–40%.

«АиФ. Здоровье»: – На человеке подобные эксперименты проводились?

В.Х: – Безусловно. Исследования проводились в течение 15 лет в Киеве и Санкт-Петербурге. Так вот, введение комплекса пептидных препаратов дважды в год привело к значительному статистически достоверному снижению смертности по сравнению с контрольной группой, которая получала поливитамины.

«АиФ. Здоровье»: – Так что же, применение пептидных биорегуляторов может гарантировать стопроцентную защиту от старости?

В.Х: – Одна «таблетка» не поможет стать активным долгожителем. Здесь нужен комплексный подход. Важно соблюдать биоритмы, правильно питаться, выбирать хорошего качества продукты и соблюдать умеренность в еде. Это – главные правила долгожителя. Доказано, что ограничение калорийности питания увеличивает продолжительность жизни на 20%.

Также необходимы ежедневные физические нагрузки – они улучшают метаболизм, своевременно обеспечивая организм веществами и энергией. Еще крайне важно своевременно проходить диагностические обследования на уровень холестерина, сахара, ферменты, денситометрию. Согласитесь, это в наших силах.