Игры с разумом: ученые научились манипулировать поведением человека

Коллаж Андрея ДОРОФЕЕВА

«Вот как вы делаете выбор в магазине между двумя видами газировки? Или как определяете, на какой фильм пойти?» - спрашивает меня Василий Ключарёв. Когда-то он защищал кандидатскую под руководст­вом академика Н. Бехтеревой, а сейчас работает в швейцарском Университете Базеля и участвует в сетевом российском проекте «Биотехнологии в нейронауках».

   
   

Я говорю ему что-то про «нравится - не нравится», влияние рекламы и отзывы друзей. «Да, на наше поведение и выбор влияет целый комплекс причин - окружающая обстановка, общественное мнение, гены... Но если докопаться до сути, до самого начала цепочки, то всё упрётся в активность определённой группы нейронов. Они заставляют вас выбирать именно эту газировку и не дают возможности поступить иначе», - утверждает В. Ключарёв.

Он занимается исследованиями в области нейроэкономики - молодой науки, созданной на стыке психологии, экономики и биологии. Её задача - выяснить, как именно мы принимаем решения. И почему они зачастую неразумны и невыгодны для нас самих. Психологи давно задавались этим вопросом, но ответить на него не могли.

Под магнитом

Автор фото: TS/Fotobank.ru

Специалистам известна серия экспериментов под названием «Игра в ультиматум». Участвуют двое испытуемых, которые могут даже не видеть друг друга. Первому дают 100 долларов и предлагают поделиться с партнёром. Причём сделать это он может как угодно - отдать хоть один доллар, хоть половину суммы. А второй, получив свою долю, может либо принять её, либо, сочтя делёж несправедливым, отказаться, но тогда без денег останутся оба. С точки зрения здравого смысла второй участник должен соглашаться принять любую сумму (даже доллар лучше, чем ничего), но вот странность: люди начинали отказываться от денег, как только размер «подарка» становился меньше 30 долларов. Как говорится, «не доставайся же ты никому».

Для экономики такое поведение - загадка. А нейробиологи просканировали мозг испытуемых и увидели: в данной ситуации активируется область, ответственная за боль, отвращение. Это очень сильная эмоциональная реакция. И она заставляет человека отказываться от выгоды, если он видит вопиющую несправедливость. Именно поэтому в «Игре в ультиматум» деньги обычно делили пополам.

Но учёные пошли ещё дальше. Используя магнитный стимулятор, они снижали активность области мозга, контролирующей реакцию на несправедливость. И тогда участники стали соглашаться принять маленькую сумму, хотя продолжали возмущаться несправедливостью дележа. Выходит, нашу реакцию на несправедливость можно подавлять при помощи приборов!

Другая серия опытов касалась так называемого феномена конформизма: почему мы принимаем мнение большинства, даже если видим, что оно неверное? Например, испытуемому предлагают оценить внешность девушек. Очевидно, что одна красивее другой, но, когда ему говорят, что большинство отдают предпочтение «дурнушке», он также меняет мнение о ней.

   
   

В. Ключарёв предположил: в ситуациях, когда мы оказываемся «белой вороной», мозг вырабатывает «сигнал ошибки» - и он меняет наше мнение, заставляет идти на поводу у толпы. И вновь учёные взялись за магнитный стимулятор. С его помощью подавили «сигнал ошибки», и участ­ники эксперимента стали реже соглашаться с большинством.

Большой Брат?

Василий Ключарёв уверен: с точки зрения нейроэкономики все мы своеобразные роботы, марионетки.

- Эта наука в некотором смысле пытается создать Франкенштейна, состоящего из нейронных популяций, которые управляют нашими решениями, - улыбается он. - Уже сейчас нейробиологи могут многое. Например, просканировать область мозга, отвечающую за самоконтроль, и предсказать, будет человек придерживаться диеты или нет. Можно узнать, склонен ли он к кооперации. Или к риску. Но впереди невероятные возможности. Был проведён такой эксперимент. Синтезируется ген, способный вырабатывать белок, чувствительный к определённой длине волны света. Ген помещают в вирус, им заражают мозг мыши. Этот белок встраивается в структуру мозга, и теперь при включении «синей лампы» вы манипулируете поведением мыши. В перспективе станет возможным активировать разные области мозга животных, используя разное освещение.

Тут начинается самое интересное. Раз учёные уже заставляют человека соглашаться с несправедливостью и манипулируют животными с помощью света, может, не за горами то время, когда появятся методы более радикального воздействия?

Представим: пришли на митинг оппозиции тысячи людей. С соседнего здания на них направляют некий генератор электромагнитных волн, и через полчаса все расходятся по домам. Люди, почесав в затылках, забывают, зачем они вообще приходили на этот проспект Сахарова.

- Сегодня такое невозможно, - утверждает В. Ключарёв. - Тому есть несколько причин. Прежде всего техническая: магнитная катушка должна быть приложена непосредственно к голове. Во-вторых, практическая: эффекты различаются в каждом индивидуальном случае. И третье: мы показали это влияние в лабораторных условиях. Но не факт, что эффект сохранится в более реалистичной ситуации. Однако основные исследования впереди, тема только начала разрабатываться. По-настоящему тонко манипулировать и вызывать желательное поведение научатся только через столетия.

Кстати, в США разрабатывают армейские шлемы со встроенным магнитным стимулятором. Возможно, новое устройство будет способно лишать солдата каких-либо эмоций и превратит его в «машину смерти». Правда, Василий Ключарёв скептически относится к подобным разработкам: непонятно, как эта технология будет работать в полевых условиях. И вообще исследования нейробиологов направлены в первую очередь на мирные цели - научиться понимать психику человека, помогать больным людям. Ну а Франкенштейн… Это всего лишь образ.