«Жизнь важнее скорости». Водитель, пассажир и пешеход одинаково влияют на безопасность дорожного движения

Эта программа создана при поддержке Всемирной организации здравоохранения, Глобального партнерства по безопасности дорожного движения, Университета Джонса Хопкинса и Всемирного банка и финансовой поддержке фонда Блумберга с целью сокращения смертности и травм в результате ДТП в десяти странах мира.

   
   

27 сентября в офисе ВОЗ в Москве состоялось 4‑е рабочее совещание Консультативного совета проекта, на котором участники подвели промежуточные итоги реализации программы на территории России, оценили результаты и обсудили перспективы…

Ремень безопасности

О проекте и его старте в России мы рассказывали в «АиФ. Здоровье» № 3, 2011 г. (статья «Линия жизни, или Пристегните ремни»). Каких же успехов достигли регионы, которые первыми включились в работу?

Липецкая область начала реализацию проекта в 2010 году с повышения уровня использования ремней безопасности. Сегодня идет второй этап, на котором основной задачей стал контроль скоростного режима на дорогах.

Кстати
>> В Европейском регионе ВОЗ страны с наибольшим количеством пострадавших в ДТП – это Российская Федерация и Турция. >> Страны, принимающие участие в программе RS‑10: Индия, Камбоджа, Турция, Россия, Бразилия, Китай, Египет, Кения, Мексика, Вьетнам. >> Каждый год в дорожных катастрофах в мире погибает 1,2 млн человек. По прогнозам, проблема будет ухудшаться и займет 5‑е место среди основных причин смертности к 2030 г.

Виталий Шикин, начальник Управления административных органов Липецкой области, отметил, что проведенные соцопросы показали: 85–90% жителей Липецкой области знают о проводимых на территории области мероприятиях, направленных на повышение дорожной безопасности. А итоги мониторинга доказали эффективность этих мер: ремни безопасности и дет­ские кресла стали использоваться на 20–30% чаще, чем до старта программы.

Например, в лотерее «Пристегнись и выиграй» приняли участие около 3000 липчан, а 2 июня в городе Елец прошло автошоу, которое широко освещалось в местных СМИ. Был и семинар для журналистов, и фестиваль детских рисунков на дороге (дети рисовали мелками прямо на асфальте сюжеты, связанные с безопасностью на дороге).

Скоростной режим и живые знаки

В августе в области стартовал новый этап проекта, на котором основное внимание уделялось соблюдению скоростного режима. На автостоянках и в других общественных местах проводятся экспресс-тесты на знание правил дорожного движения, будет повторно проводиться уже знакомая липчанам акция «Два Ш»: за нарушение – ШТРАФ, за соблюдение правил – ШОКОЛАДКА. А в соцсетях созданы тематические странички и группы.

   
   

В октябре под девизом «Жизнь важнее скорости» при участии сотрудников ВОЗ, ГИБДД и студенток Липецкого государственного технического университета проходит еще одна необычная акция: на дорогах Липецка появились «живые» дорожные знаки, которые сообщают водителям о скоростном режиме. Первую живую инсталляцию водители могли увидеть на улице Катукова, на одном из самых опасных участков в городе, – здесь водители часто разгоняются, забывая о расположенных впереди пешеходных переходах. Такие акции пройдут не только в Липецке, но и в районных центрах области.

Кто еще впереди?

Вторым регионом-участником «RS‑10» в России стала Ивановская область. В рамках реализации проекта в Иванове была заложена «Аллея памяти» в память о жертвах ДТП. В общей сложности планируется провести более 60 мероприятий, направленных на информирование жителей области о важности соблюдения правил дорожного движения и повышении безопасности дорожного движения. Кроме того, местные власти предлагают увеличить штрафы за непристегнутый ремень с 500 до 3000 рублей, а за повторное нарушение лишать водительских прав.

Как отмечают участники проекта из Иванова, наиболее важным и сложным этапом является переход на новый уровень отношения водителей к правилам безопасности. И если сейчас на вопрос «Знаете ли вы о программе RS‑10?» ивановцы отвечают «Да», то на вопрос «Пристегиваетесь ли вы?» – утвердительно отвечают далеко не все. Поэтому сейчас главная задача: убедить этих людей, чтобы они перешли к конкретным действиям – то есть начали пристегиваться.

Следующим регионом-участником проекта стала Республика Марий Эл, в которой были проведены исследования по Международной программе оценки дорог (iRAP). По их итогам составлен рейтинг безопасности дорожной сети области и предложен 10‑летний план действий для сокращения количества ДТП со смертельным исходом на 25%.

На безопасность дорожного движения влияет много факторов. Но самое главное, что она зависит и от каждого из нас. Водитель, пассажир, пешеход – кем бы вы ни были, вы можете повлиять на дорожную ситуацию и, что еще важнее, именно вы можете спасти не одну жизнь. Помните об этом каждый раз, когда оказываетесь на дороге.