Приспособимся?
Любые изменения, даже в сторону светлого будущего, – это стресс. Улучшение качества жизни – психологическая и физиологическая встряска, считают ученые. Мы с ней справляемся и переходим на новый уровень, благодаря врожденной способности к адаптации. Без нее мы не смогли бы приспособиться к городскому воздуху, сидячей работе, экстракорпоральному зачатию…
Изменения на уровне физиологии идут в тысячу раз медленнее, чем процесс психомутаций. Чтобы потерять звериное обоняние (за ненадобностью) и отдать главные функции познания глазам, человечеству понадобились миллионы лет, а, например, возможность пересадки органов сделала нас «другими» буквально за полвека. Мы сегодня иначе оцениваем жизнь, ее ценность, привыкли к мысли, что старость можно победить и жить лет этак 120…
А вот внешнее изменение человека, как вида, не так заметно. Поставьте рядом кроманьонца, древнего грека и нашего современника и увидите: мы – братья. Прогресс, если и отразился, то главным образом не на лице, а на росте. Мы выросли, правда, неодинаково. Японцы в прошлом веке в среднем вытянулись на 10 сантиметров, а россияне – на 7.
Почему это произошло? Сыграло свою роль улучшение качества жизни и питания, в нашем рационе стало значительно больше белковой пищи. Все это позволило человеку сделать маленький рывок вверх…
Прогнозировать генетические изменения помогает научный прогресс. Уже сегодня ученые нашли основные различия в наборах человеческих и звериных генов. Оказывается, людьми мы стали благодаря не труду, а изменениям в определенных участках гена, отвечающего за производство белка. Науке еще предстоит ответить на главный вопрос, что вызвало эти изменения: среда обитания, климат, привычки… Когда найдут ответ, можно будет с большой долей вероятности прогнозировать, какими станут наши руки, ноги, размер головы и новые болезни в ближайшие 100 тысяч лет. Пока же ясно одно: мы способны адаптироваться к любым изменениям, вызванным прогрессом, и выжить.
Поглупеем?
Антропологи не склонны думать, что современный человек умнее, чем человек верхнего палеолита, живший 40 тысяч лет назад. Объем мозга у нашего далекого предка был на 100 грамм больше, чем у нас. «Виноват» в том, что у нас «в голове стало меньше», колебательный эволюционный процесс и, возможно, слабая интеллектуальная загруженность. Чтобы придумать и сделать топор, нашему предку приходилось прикладывать не меньше усилий, чем ученому, открывшему электричество. Сегодня людей, использующих возможности мозга хотя бы на 50%, – единицы, большинство загружает его в среднем на 14%. И в этом отчасти виноват прогресс, обеспечивший нас всем необходимым. Не случайно незнакомую древнему человеку болезнь Альцгеймера называют интеллектуальной эпидемией, угрожающей и старым и молодым. В качестве лекарства прописывают интенсивную умственную деятельность: от решения кроссвордов до освоения новых реальностей. Плоды прогресса надо не только потреблять, но и осваивать. Компьютер, мобильная связь – это не только комфорт, но и способ развития возможностей мозга. Некоторые специалисты уверены, что лет через пятьдесят продвинутые пользователи научатся свободно передавать свои мысли на расстояние, предвидеть и прогнозировать собственное будущее. И тут прогресс сыграл положительную роль: избавил нас от необходимости изобретать топор и дал возможность развить скрытые способности.
Потеряем красоту?
Как выглядит «печать прогресса»? Профессор Института биофизики АН РФ, доктор медицинских наук Николай Сафонов нарисовал портрет наших ближайших потомков, который заставляет серьезно задуматься. Получился отнюдь не красавец, а физически слабый, низкорослый человек, с коротким туловищем, шаровидной головой, маленькой неразвитой нижней челюстью, практически без зубов и с тремя пальцами на руках. До такой жизни, считает ученый, нас доведет рафинированная пища, отсутствие умственной и физической нагрузки и плохая экология. К тому же, скорее всего, наш потомок будет темнокожим, с раскосыми глазами и левша. Правда, большинство антропологов не столь категоричны, они считают, что такие изменения вида возможны только в случае гигантской экологической катастрофы.
Но вот о зубах нам действительно стоит побеспокоиться. В Институте антропологии изучают эволюцию зубочелюстной системы человека начиная с бронзового века. И данные исследований показывают: кариес, всевозможные аномалии сегодня встречаются гораздо чаще. Изменение нижней челюсти идет более медленно, но постепенно людей с тяжелым подбородком будет все меньше и меньше. Исчезнут, как класс, в необозримом будущем и зубы «мудрости». Они нам без надобности: человеку уже давно не приходится грызть коренья. Сегодня врачи довольно часто наблюдают случаи, когда зачатки постоянных зубов либо неправильно расположены, либо отсутствуют вовсе (так называемая адентия). Это может быть связано с генетикой, авитаминозом и потреблением рафинированной пищи. Суп-пюре и другая нежная еда – не лучшее изобретение человечества. Но, с другой стороны, улучшить наш зубной облик может именно прогресс, то есть высокий уровень медицинской помощи. Судите сами: у жителей благополучной Швейцарии к 50 годам остается в среднем 16 собственных зубов, у немцев – 14, а у россиян – 8!
Что будет с М и Ж?
Женщина за рулем – это здорово, женщина в кресле руководителя – это почетно. И все это – реальный прогресс. С этим трудно не согласиться. Однако ученые уверены, что самые передовые женщины теряют нечто очень важное – материнский инстинкт. Исследования, проведенные Научным центром психического здоровья РАМН, показали, что на звание настоящей мамы в нашем обществе сегодня может претендовать не более 3% женщин. Остальные катастрофически недодают детям любви, внимания и времени. Один из основных инстинктов претерпевает большие изменения.
У сильного пола – свои слабости: снижение либидо. Связано это с отсутствием необходимости бороться за самку и завоевывать ее. Плюс на либидо не лучшим образов влияют домашний комфорт и рабочие стрессы. Правда, ставить на мужчинах крест пока рано. Ведь издержки прогресса можно компенсировать его же достижениями. Американские ученые Уильям Мэрфи и Стивен О'Брайен, применив новую технику сканирования, сравнили половые хромосомы мужчины и кота. Исследователи обнаружили на Y‑хромосоме одинаковый для людей и кошек блок генов, не изменившийся в процессе эволюции. Высказано предположение, что именно эти гены играют ключевую роль в «формировании функций размножения особей мужского пола». И теперь «гуляющие сами по себе» стали объектами испытаний, которые должны вернуть мужчинам силу и уверенность, присущую мартовским котам. И это далеко не единственная хорошая новость. В прошлом веке место рождения жены и мужа в среднем отделяло не более пятнадцати километров. Сегодня браки заключаются не только в соседних дворах, но и буквально на небесах – в компьютерной сети. Дети, появившиеся в таких браках, будут крепче физически и развитее интеллектуально.
Смотрите также:
- Найдена «молекула памяти»: ученые научились стирать плохие воспоминания →
- Телепатия - существует? Ученые изучают сознание, мозг и душу →
- Самые дурацкие и бесполезные медицинские открытия →