Процесс реабилитации требует огромных усилий как со стороны самого больного и его родственников, так и со стороны медицинских работников. Какие возможности предоставляет пациентам, перенесшим инсульт, российское здравоохранение?
Слово – главному неврологу департамента здравоохранения Нижнего Новгорода, заслуженному врачу РФ, профессору, доктору медицинских наук Анне Беловой.
Все начинается с лечения
«АиФ»: – Анна Наумовна, как проводится реабилитация пациентов после инсульта головного мозга?
А.Б.: – Давайте начнем с того, что эффективность реабилитационных мероприятий напрямую зависит от своевременности и эффективности лечения. Сейчас в лечении инсультов достигнут настоящий прорыв: осуществляется федеральная программа организации сосудистых центров. Программа была разработана заместителем министра здравоохранения и социального развития Вероникой Скворцовой.
Когда Вероника Игоревна впервые представила свою программу на суд медицинской общественности, масштабность запланированных в рамках этой программы мероприятий казалось просто фантастикой. Однако сейчас мечты стали реальностью. Сосудистые центры действуют во многих городах, в число которых вошел и Нижний Новгород.
«АиФ»: – В чем заключается основная роль сосудистых центров?
Кстати | |
---|---|
>> Из 100 больных, перенесших инсульт, в первые 3–4 недели умирает 35–40 человек. >> По данным европейских исследователей на каждые 100 тыс. населения приходится 600 больных с последствиями инсульта, из них 60% являются инвалидами. В России ежегодно происходит более 400 тыс. инсультов. |
А.Б.: – Их создание позволяет обеспечить главное – оказание адекватной помощи при сосудистых катастрофах в первые часы заболевания. Это существенно снижает риск возникновения тяжелых последствий мозгового инсульта, грубых дефектов. А чем меньше дефект, тем легче с ним справиться.
Весьма ценно и то, что в сосудистых центрах происходит самый первый этап реабилитации – в течение первого месяца с момента стабилизации состояния больного. Чем раньше начато проведение реабилитационных мероприятий, тем больше шансов на успех.
Центры оснащены необходимым оборудованием для восстановительного лечения пациентов в остром периоде инсульта. Имеются вертикализаторы, приспособления для обучения ходьбе, механотерапевтические тренажеры. Важно, что в штатном расписании сосудистых центров есть специалисты по реабилитации.
После выписки
«АиФ»: – Какими бы замечательными ни были сосудистые центры, пациент не может там находиться бесконечно долго. Как проводится реабилитация постинсультных больных вне специализированных стационаров?
А.Б.: – После выписки из стационара около 70% больных, перенесших мозговой инсульт, имеют дефекты разной степени выраженности. Для коррекции этих дефектов необходим следующий этап реабилитации.
С 2001 года в России действует система помощи таким больным в санаториях. Однако бесплатно туда попадают не все нуждающиеся. Фонд социального страхования оплачивает санаторное лечение работающим гражданам, имеющим хорошую перспективу возвращения к трудовой деятельности. Пенсионеры в их число не попадают, хотя инсульт по большей части – заболевание людей пожилого возраста.
«АиФ»: – Но какие-то еще возможности для реабилитации больных, перенесших инсульт, у нас существуют?
А.Б.: – Работают центры реабилитации инвалидов. Замечательный пример – наш нижегородский НОРЦИ, где есть все условия для проведения реабилитационных мероприятий. Однако для того, чтобы попасть в такой центр, необходимо иметь установленную группу инвалидности, а на ее получение требуется определенное время. А ведь эффективность реабилитационных мероприятий напрямую зависит от срока, прошедшего с момента возникновения инсульта. Если прошло более года, очень мало шансов вернуть утраченные функции и навыки.
«АиФ»: – Можно ли проводить реабилитацию амбулаторно?
А.Б.: – После выписки из стационара пациент и его родственники получают необходимые рекомендации для проведения реабилитационных мероприятий на дому. Но в поликлиниках пока нет отделений, куда бы такие больные могли регулярно приходить на занятия.
Люди ценнее техники
«АиФ»: – Почему же у нас до сих пор нет реабилитационных отделений?
А.Б.: – Причина вполне закономерная – недостаток финансирования и отсутствие необходимой правовой базы.
Амбулаторная реабилитация не входит в перечень услуг, финансируемых из Фонда обязательного медицинского страхования. А в штатном расписании поликлиник недостаточно должностей специалистов, которые требуются для проведения восстановительного лечения больных, перенесших мозговой инсульт.
«АиФ»: – Что в первую очередь необходимо для того, чтобы такие отделения появились? Наверное, понадобится дорогостоящее оборудование?
А.Б.: – В массовом сознании существует стереотип о том, что высокая стоимость реабилитации определяется большими затратами на оборудование. Это не так. Нужен вместительный зал для проведения групповой и индивидуальной гимнастики с кушетками, простейшими гимнастическими снарядами и тренажерами. Нужны также помещения для занятий психотерапией, для обучения бытовым навыкам, для проведения физиотерапевтических процедур. Купить все необходимое оснащение несложно. С этими затратами несравнимы по значимости другие – на подготовку и работу команды профессионалов. Сейчас специалистов мало, и практически все они сосредоточены в сосудистых центрах.
«АиФ»: – Какие именно специалисты там нужны для проведения восстановительного лечения?
А.Б.: – Для проведения полноценной реабилитации нужна команда опытных специалистов под руководством невролога. Помимо него в состав команды входят специалисты по лечебной физкультуре, физиотерапевт, психотерапевт, специалисты по восстановлению речи, глотания.
«АиФ»: – Где готовят таких врачей?
А.Б.: – Разрешение на подготовку специалистов по реабилитации имеют несколько учреждений в Москве, Санкт-Петербурге, Казани. Специалисты, работающие в нижегородских сосудистых центрах, а также в санаториях для пациентов, перенесших сосудистые катастрофы, прошли соответствующую подготовку, в основном на базе московских институтов.
Не верьте в волшебные таблетки!
«АиФ»: – В последнее время ходят легенды о чудо-оборудовании, которое ставит людей на ноги даже после обширных инсультов. Вы бывали в зарубежных реабилитационных центрах. Довелось ли видеть такое оборудование своими глазами?
А.Б.: – Различных технических приспособлений действительно появилось немало, вплоть до робототерапии. Но по данным множества научно-практических исследований, существенных преимуществ от использования робототехники не выявлено. Главное – не техника, а опыт, знания и золотые руки специалистов.
«АиФ»: – А что вы можете сказать про лекарства, помогающие быстрому восстановлению после инсультов?
А.Б.: – Не стоит переоценивать роль медикаментозных препаратов в плане восстановительного лечения. За рубежом в период реабилитации применяют только те средства, которые показаны для лечения основного заболевания и профилактики повторного инсульта (снижающие артериальное давление, нормализующие уровень холестерина крови и пр.), а также для симптоматической помощи (снять спазм, обезболить и т. д.). Пока не найдены препараты, назначение которых бы достоверно ускоряло восстановление нарушенных движений и речи.
«АиФ»: – Появится ли в нашей стране слаженная система реабилитации больных после инсульта?
А.Б.: – Достижения в этой области уже есть, ведь пару десятков лет назад не было даже врачебной специальности по восстановительной медицине. Сейчас работают кафедры, где готовят таких врачей, есть центры, где ведутся научные исследования. Это вселяет надежду в то, что данное направление будет развиваться.
Уверена, что логическим продолжением программы сосудистых центров должна стать программа создания центров реабилитации. Работа в этом направлении уже ведется. Большие надежды мы возлагаем на модернизацию в системе здравоохранения.
Смотрите также:
- Татьяна Буйлова: между лечением и реабилитацией должна быть преемственность →
- Победить непобедимого. Какие новейшие достижения дадут надежду онкобольным? →
- Против рака. Диагностика и лечение онкоболезней остаются проблемной зоной →