Юрий Васильев: «Я должен все испытать на себе»

По окончании Театрального училища имени Щукина его взяли на все роли Андрея Миронова, с которым он тут же и подружился. Сегодня Юрий Васильев – ведущий актер Театра сатиры. На его счету более 50 ролей. Более 20 лет он занимается театральной педагогикой. А сегодня Васильев – еще и режиссер. Он ставит спектакли не только в Театре сатиры, но и в собственном театре, который недавно основал.

   
   

Под знаком Стрельца

«АиФ»: – Вы по гороскопу Стрелец, а Стрельцам присущи сильная энергетика, честность, смелость, свободолюбие, целеустремленность, жажда знаний… Вы чувствуете, что это ваш знак?

Ю.В.: – Да, я чувствую себя Стрельцом, ни разу в этом не усомнился: не люблю сидеть на одном месте, обязательно должен все попробовать, испытать на себе. Может, и создание собственного театра к этому относится. Можно ведь было нормально прозябать, спокойно играть в Театре сатиры. Благо, ролей там у меня предостаточно, но у меня еще есть энергия, желание научиться чему-то, чего я еще не умею.

«АиФ»: – Откуда у вас такая целеустремленность?

Ю.В.: – Стремление учиться у меня с детства: я из Новосибирска, из интеллигентной семьи, папа – театральный художник, мама – актриса, я был вхож в самые интересные семьи города. Но, попав в Москву, я поразился открывшимся возможностям по сравнению с Новосибирском, который и тогда был отнюдь не дремучим городом, а сибирским центром науки и культуры.

Учился я в Щукинском театральном училище неистово, мой любимый педагог Юрий Васильевич Катин-Ярцев дал мне так много, что я ему всю жизнь благодарен и никогда этого не забуду. Театральную этику, азы культуры мне привили еще в театральном кружке при Новосибирском ТЮЗе: нельзя в грязной обуви выходить на сцену, нельзя трогать занавес, кулисы. Трепетное отношение к театральным людям у меня до сих пор, я всегда благодарю за спектакль машинистов сцены, например, я очень уважаю профессионализм в любой специальности.

 

   
   

За все в ответе

«АиФ»: – Недавно вас пригласили снять художественный фильм по мотивам спектакля, который вы когда-то поставили. Что для вас – работать в команде?

Ю.В.: – Когда создавал театр, я сознавал, что для меня очень важна атмосфера дружбы, товарищества. Вот я взял Агнию Дитковските, которая никогда не играла на сцене, когда она на репетиции увидела второй состав, а там – Светлана Ходченкова, более опытная, так она вышла из Дома актера, где мы репетировали, и заплакала. Я ей потом объяснил, что это – закон театра, здесь соревнование, и еще понял, что не зря занимаюсь театральной педагогикой двадцать лет, ей нужно было просто правильно расставить акценты, и она заиграла, «въехала» в театр.

«АиФ»: – Тяжело отвечать за стольких людей?

Ю.В.: – Я очень хочу создать театр, в котором актеры смогут не только выкладываться, но и получать, хочу привлекать все современные достижения театрального дела. А еще мне хочется вернуть театр времен моей юности, каким был, например, театр Вахтангова: веселым, светлым.

«АиФ»: – С театром – понятно. А чего вы хотите добиться, преподавая актерское мастерство?

Ю.В.: – Я много занимаюсь с детьми в школе, в обычной средней школе, пятнадцать лет я там вел театральный кружок, и теперь им построили новое здание со своим небольшим театриком. Я даже в Щукинском училище предложил открыть там театральный класс, я его курирую и понимаю, как нужно это детям. Им недостает элементарного общения с родителями, и они меня воспринимали как родителя. Мы сделали спектакль «Снежная королева», отыграли его неделю, и дети потом мне говорят: «Юрий Борисович, поиграйте еще с нами…». Раньше у родителей было два выходных, и семья как-то общалась, сейчас же все бегают, зарабатывают деньги, а дети предоставлены сами себе, телевизору и компьютеру.

Мне обидно, что актеры, которые почти не заняты в театрах, не идут работать в школы, они бы увидели, как это нужно, как их полюбят, это будет просто возрождение человеческое, личностное. А так, сидеть в театре и ждать ролей – пустое дело.

«АиФ»: – Ну, не у всех есть педагогический талант, это не так просто – с детьми заниматься…

Ю.В.: – Я всегда себя сам занимал, не люблю просто так сидеть, хотя и не могу сказать, что куча времени свободного есть.

Магия прозы

«АиФ»: – Как вы все успеваете?

Ю.В.: – Понимаете, когда все интересно, не происходит тяжелой работы, все очень легко и естественно. Я после репетиции вижу счастливых людей и забываю обо всем. Еще хочу, чтобы после моих спектаклей люди выходили из театра со светлыми чувствами.

«АиФ»: – Над чем сейчас работаете?

Ю.В.: – Я очень хотел поставить Хемингуэя, которым зачитывался в юности. Хотел поставить через корриду, борьбу между мужчиной и женщиной, быком и матадором, но перечитал и понял, что все это ушло сейчас, все же бум Хемингуэя был в 60‑х годах, сейчас – Коэльо.

«АиФ»: – А к его творчеству вы как относитесь?

– Самое интересное, что я, записав аудиодиск по его книге «Дневник мага», должен был с ним встретиться, но как-то не получилось, правда, диск ему передали, он слушал.

«АиФ»: – Вы хотите поставить Коэльо на театральной сцене?

Ю.В.: – Да, причем все мне говорили, что это безумие, он ведь Михалкову отказал, хотя тот уже кинопробы сделал «Алхимика». Я прочитал «Пятую гору» Коэльо. Это как пособие по Библии, там многое разъясняется, очень эта книга помогла и мне, и нашей труппе. Короче, мы написали ему письмо прямо на сайт, и через неделю получили ответ, естественно, через агента, мол, напишите о вашем театре. Написали, послали фотографии и неожиданно получили согласие.

«Вероника решает умереть» – удивительная вещь, уже Юнгвальд-Хилькевич сделал потрясающие декорации, мой сын пишет музыку, он – современный молодой человек, и я вижу, что он точно меня понял и делает то, что надо. Еще хочу в конце действия пустить кино. Сейчас зритель легко ловит и действие, и картинку. Вообще, я хочу, как меня учили, переводить на сцену прозаические произведения. Сейчас как-то проблема с современными пьесами, а хорошей прозы много. Тут придется, конечно, дополнительно поработать, но оно того стоит.

С любовью по жизни

«АиФ»: – Вы производите впечатление очень терпимого человека. А что вы не прощаете людям?

Ю.В.: – Я не прощаю неприкрытого хамства и непорядочности. Я очень терпеливый человек, но если взорвался, это – все!

«АиФ»: – Стрелец достает свой колчан?

Ю.В.: – Ну да. (Смеется.)

«АиФ»: – Вам комфортно в сегодняшней жизни?

– Да, главное, не упускать свой шанс, делать и успевать, что можешь, чтобы не жалеть потом. Очень рискованный шаг – создание своего театра, но шанс был дан, и я им воспользовался. Я достаточно иронично к себе отношусь как к режиссеру, но искренность моя, мой опыт, моя жизненная позиция имеют право быть.

«АиФ»: – От чего вы получаете удовольствие, кроме работы?

Ю.В.: – От путешествий, открытий стран, от встречи с хорошими, талантливыми людьми. Мне становится радостно, когда я вижу, что в троллейбусе место старушке уступают или на дороге машина пешехода пропускает. От хорошей классической музыки я становлюсь счастливым.

«АиФ»: – Вы азартный человек?

Ю.В.: – В профессии я, наверное, азартен, а так ни в карты, ни в казино я не играю.

«АиФ»: – Вы, кажется, болельщик…

Ю.В.: – Да, хоккейный болельщик, вот вчера был на хоккее. Я дружу с тренером Славой Быковым, он – удивительный человек, потрясающе талантливый, необыкновенной культуры.

«АиФ»: – А какое место в вашей жизни занимает любовь?

Ю.В.: – Без любви жить невозможно, любовь – то, что движет всем, придает силы. Я очень люблю свою жену, но она знает, что на первом месте у меня любовь к театру, и это ничего не может перебить. Я влюбляюсь в талантливых людей, в своих студентов, но это любовь не плотская, это любовь – восхищение.

«АиФ»: – Вы следите за собой, за своим здоровьем, внешностью?

Ю.В.: – Не очень, я не успеваю. Вот с волосами мучаюсь, в салонах не был несколько лет, потому что меня все время постригают гримеры, а мне по роли то короткие нужны волосы, то длинные…

«АиФ»: – А курите только на сцене?

Ю.В.: ф– (Улыбается.) Только. И не пью пятнадцать лет. Понял в сорок один год, что это мешает работе, и все.