Вредно ли смотреть кино в формате 3D?

Наш эксперт – заведующий лабораторией визуализации изображений ОАО «Научно-исследовательский кинофотоинститут», доктор технических наук Юрий Овечкис.

   
   

В Великобритании 3 млн зрителей обратились с жалобами на плохое самочувствие после просмотра 3D-версии «Аватара». У 42‑летнего тайваньца случилось кровоизлияние в мозг и он скончался! Это действие формата?

Великий обман

Некорректно сказать, что 3D – вредный формат. Основная проблема – не в его технических характеристиках, а в отсутствии контроля за тем, как снимают эти фильмы и как их нам показывают.

Современные 3D-фильмы – это не просто «объемная картинка» и «эффект присутствия», это мощное воздействие и на зрительный анализатор, и на слух, и на нервную систему. Ведь стереокино – это обман. Две плоские картинки мы своим зрительным аппаратом «сбиваем» в одно изображение. Это дополнительная нагрузка на мозг. Поэтому, если видеоряд некачественно построен или при демонстрации фильма нарушаются технологии, некоторые зрители могут почувствовать ухудшение самочувствия.

                                                               
Кстати
В 60‑х годах прошлого века, когда стереофильмы только появились, был установлен норматив, ограничивающий их продолжительность, – не больше полутора часов. Конечно, современное цифровое изображение более совершенно, но у него появились и новые недостатки: например, эффект мелькания картинки. Тот же «Аватар» длительностью около трех часов, по мнению экспертов, следовало бы показывать с перерывом.

Конечно, это индивидуальные реакции, они не могут носить массового характера, не все люди в зале как один почувствуют головную боль и тошноту. Но все-таки такие реакции возможны.

Так как во время просмотра вы не сидите неподвижно, а меняете позу, слегка двигаетесь вправо‑влево, картинка начинает искажаться, но не так, как она искажается в жизни. Такое положение вещей тоже непривычно для мозга.

Без стандартов и контроля

Как стереокино влияет на наш организм, специалисты интересуются с 50–60‑х годов прошлого века, когда стали показывать первые стереофильмы. Этой теме было посвящено множество исследований.

   
   

Есть определенные требования, например, ограничения «ухода» точки изображения в сторону зрителя или, наоборот, за экран. Имеет значение и то, постепенно появляется в поле зрения какой-то предмет или «выскакивает» резко и неожиданно… В советские времена для съемок стереофильмов привлекали специалистов, в том числе и из Кинофотоинститута, и тогда все технические условия соблюдались.

Имеет значение и звуковое оформление современных фильмов, в частности, избыток или резкий перепад громкости, разборчивость речи… Технические возможности кинематографа постоянно совершенствуются, и важно, чтобы они соответствовали нашим физиологическим возможностям восприятия, не давали чрезмерной информационной загрузки.

При создании современных цифровых фильмов формата 3D появились новые трудности: например, при просмотре цифрового фильма возникает эффект мелькания картинки, вредный для зрения, а именно поочередное восприятие изображения правым и левым глазом… Но если фильм снят с соблюдением всех технологических тонкостей и демонстрируется с использованием качественной аппаратуры, то ни о каком массовом вреде для здоровья речи быть не может.

К сожалению, в России нет обязательной сертификации кинотеатров, отсутствуют стандарты на технологию стереосъемки. Зачастую стереофильмы показывают в стереозалах, не соответствующих необходимым требованиям. Например, устройство, воспроизводящее стереокино, в несколько раз (в два – три, а то и в пять!) понижает яркость изображения на экране по сравнению с обычным кино, а это может существенно утомить наши глаза. И при нынешней законодательной базе нет надежды, что в обозримом будущем этот контроль будет установлен.

Можно, но осторожно

С большой осторожностью на фильмы в формате 3D стоит ходить:

  • людям, страдающим вегетососудистой дистонией и заболеваниями вестибулярного аппарата;
  • тем, у кого нарушено бинокулярное зрение, то есть мозг не способен одновременно обрабатывать изображения, видимые правым и левым глазом. Как правило, это те, у кого в детстве было косоглазие. Исследование британских ученых показало, что таких людей около 12%. В повседневной жизни человек может не замечать этого недостатка, поскольку мозг старается его компенсировать;
  • страдающим выраженной близорукостью или дальнозоркостью (меньше минус 3 или больше плюс 3), им бывает сложно пользоваться стереоочками вместе с обычными диоптрическими – это может привести к перенапряжению глазных мышц и дискомфорту. Особенно это относится к людям старше 40 лет. Если это возможно, идите в кино не в очках, а в контактных линзах;
  • если после 15 минут просмотра вы испытываете дискомфорт, лучше уйти с сеанса.

Смотрите также: