Феномен старой девы. У нас жалеют, на Западе – уважают

   
   

Легкость бытия

Само выражение «старая дева» в какой-то степени архаично, отживает свой век. Ведь в классическом значении этих слов имеется в виду женщина, до зрелых лет живущая в родительском доме на положении девочки.

Сейчас, для того чтобы выйти замуж или отказаться от замужества, согласия родителей не нужно. Вовсе не обязательно оставаться с мамой и папой навсегда. Можно жить своим умом, своим домом – вне зависимости от того, замужем вы или нет.

Но тем не менее словечко пока живет. Старыми девами все еще называют. Ими опасаются остаться очень многие девушки и потому торопятся выскочить замуж абы за кого. В конце концов, ведь можно и развестись. Положение «разведенки» – свободной женщины – более почетно в их глазах, чем статус «засидевшейся в девках».

А вот в Европе, как правило, никто не боится прослыть старой девой. Евродевицы не хотят остаться без бой-френда, что да, то да, но зарегистрировали они свои отношения с молодыми людьми или нет – никого не касается.

Психологические причины, затрудняющие тесный контакт с противоположным полом, могут быть самыми разными. Прежде всего отнюдь не всех девушек интересует именно половой партнер. Он их, конечно, интересует. Но значительная категория молодых (и не очень молодых) женщин ценит жизнь во всем ее многообразии. Мужчина для них – просто одна из многочисленных (приятных, спору нет) граней бытия.

Это самостоятельные, энергичные женщины, с увлечением занимающиеся своей карьерой или иным делом жизни. Они выходят-таки замуж, но, строго говоря, длительный период их биографии можно назвать жизнью старой девы, хотя никто из окружающих, как правило, об этом не заикается. Эти энергичные бизнесвумен могут подолгу мечтать о прекрасном принце, как обычные школьницы.

   
   

Часто в старых девах подолгу засиживаются очень домовитые, чувственные молодые женщины, про которых уж никак нельзя подумать, что они останутся в одиночестве. Да они и не в одиночестве, они окружены массой друзей и подруг, которые в них видят воплощение надежности, доброты и нежности.

В отличие от предыдущего типа такие женщины не зациклены на карьере, на своем видении мира. Но и они, как правило, довольно успешно работают, их дом – полная чаша. Если присмотреться к их окружению, там можно легко найти кандидата на звание хозяина этого дома. Но он сам может об этом не догадываться. Таким женщинам в отличие от первого типа не хватает решительности, инициативности, чтобы привлечь или удержать мужчину.

Разновидность женщины-друга – общительные путешественницы-интел­лек­т­уалки. Среди огромного числа их знакомых вы легко затеряетесь без проводника. Про таких трудно точно сказать: то ли они старые девы, то ли у них есть по мужу в Париже и Лондоне? Одно другому не мешает, мы тут рассматриваем проблему с социальных, а не с физиологических позиций. Непостоянство – вот причина того, что женщины этого третьего типа долгое время не могут заполучить себе штампик в паспорте.

Мечта поэта

Любой порядочной женщине свойственна определенная застенчивость. У некоторых она может быть более развита. Подчас это только привлекает мужчин, если, конечно, у стеснительности есть мера. Застенчивые – они такие: если вы пробили их «кокон» и попали внутрь, то уже не выберетесь. Но, к счастью для вас, пробить этот кокон нелегко.

У таких женщин может быть прошлое, от которого они не в состоянии избавиться. Их легче убить, чем освободить от воспоминания о первой любви. К нему, своему первому мужчине, они стремятся долгие годы душой и телом. А он уже все забыл. И женщина остается старой девой.

Очень часто застенчивость сочетается в женщине с мнительностью, она комплексует сначала по поводу своей внешности, потом по поводу своих лет: «На танцплощадке (дискотеке, в ночном клубе) одни четырнадцатилетние, я там буду в мои восемнадцать старухой».

Одна из главных причин, из-за которых появляются старые девы, – высокомерие. Девушки с чванливым, заносчивым характером должны обладать несомненной красотой, чтобы выйти замуж.

Есть тип «разборчивых невест», описанных художником Федотовым, они слишком критичны, видят в окружающих мужчинах лишь недостатки. Мелочи, важные для всех без исключения женщин, для таких критикесс – не мелочи, а глыбы, мимо которых не пройдешь. Если излишняя критичность сочетается еще с определенной холодностью, переходящей во фригидность, то обладательнице такого характера судьба старой девы обеспечена.

То же самое можно сказать про слишком изысканных для нашего варварского времени девушек. Они не в силах долго терпеть подле себя хама и грубияна. Конечно, если они этого хама и грубияна полюбят, то будут его по мере сил облагораживать. Но ведь могут и не полюбить. Кроме того, такие эстетки часто прогоняют равного себе во всем эстета. Причины разрыва могут быть разные. Кому-то нужно и ведро с мусором выносить. Но не это главное. Хорошие манеры – это ведь не вещь в себе, а своего рода общественная игра. И игроков должно быть не меньше двух. Играть в одиночку никак нельзя, даже если кто-то изображает из себя зрителя.

Женщины Бальзака

Можно было бы с некоторой натяжкой записать в старые девы женщин-вамп. Без сомнения, часть из них рискует на каком-то этапе своей жизни побывать в шкуре старых дев. Хотя, конечно, в целом это два разных полюса женских характеров.

Почему женщина-вамп может оказаться без мужа? Потому что по сути своей она не слишком женственна. Если подумать, то дамский «демонизм» – не что иное, как проявление мужских генов. По крайней мере, у традиционно ориентированного мужчины не может не сложиться именно такого мнения. Хотя оно и небесспорно.

Некоторая, скажем так, экстравагантность тоже может быть причиной того, что девушка не сразу остановит на ком-то свой выбор. Шумные, энергичные девицы – душа компании. Обычно событиями (и мужьями) насыщена центральная часть их жизни. А в юности они ведут жизнь неугомонных, веселых стрекоз, так хорошо описанную дедушкой Крыловым.

Есть сдержанные, холодноватые женщины с труднообъяснимой, просто мистической склонностью к позднему замужеству. Они учатся, работают, добиваются успехов, но главное для них – сверхмужчина. Частенько уже в возрасте старой девы они становятся-таки женами немолодых (или просто старообразных) банкиров, писателей с мировой известностью, ученых… Неравный брак в этом случае оказывается вполне счастливым. Их выбор действительно очень достоин. То, что он одобряется не всеми их ровесницами, можно в расчет не брать.

Личное мнение

Евгений Дога:

– До сих пор помню одну свою преподавательницу – старую деву с золотым пауком на черной кофте. Даже атмосфера вокруг нее была какая-то… затхлая! Неслучайно все-таки природа предусмотрела такой вид объединения людей, как семья. Одиночество нужно иногда, чтобы углубиться в себя, но никакие книги, никакие друзья не научат человека тому, что он получает в семье. Это особый вид общения, особый вид совместной деятельности. Но найти свою «половину» и создать семью – это не так просто, это труд…

Смотрите также: