Особенности национального алкоголизма: а можно ли отвадить Россию от бутылки?

«Русский объём» более чем вдвое превышает установленную Всемирной организацией здравоохранения предельно допустимую дозу в 8 л спирта в год на человека, с которой начинается необратимое угасание населения страны. Итог: из-за повального пьянства мы теряем до 600 тыс. человек в год (более трети от всех смертей). По данным ВОЗ, в РФ из-за потребления алкоголя из 100 юношей — выпускников школ 2009 г. до пенсии доживут лишь 40 (для сравнения: в Англии — 90).

   
   

Виноваты цари?

В нашем обществе сформировалось странное мнение: мол, русские всегда пили, пьют и будут пить. Эти представления возникли отчасти благодаря широко известной легенде, связанной с крещением Руси Владимиром. Когда мусульманские послы стали склонять Русь к принятию ислама, запрещающего употребление алкоголя, якобы русские сначала долго ухмылялись, а потом сам киевский князь наконец изрёк: «Руси есть веселие пити, не можем без того быти», — и принял православие. Это всего лишь миф. Однако, ссылаясь на столь древние корни пития, некоторые эксперты представляют проблему пьянства для России неразрешимой. Но это не так! Серьёзные статистические материалы утверждают, что жители Российской империи и до поры до времени Советского Союза губительного пристрастия к зелью не имели. В 1914-1917 гг. население выпивало всего 3,4 л на душу. Но примерно с 1956 г. в нашей стране вдруг начался безудержный рост пьянства.

— Драматизм в том, что каждый раз в истории России увеличение потребления алкоголя происходило из-за действий государства — стремления уменьшить регулирование, снять с себя ответственность за производство и потребление алкоголя, увеличить прибыль от продажи спиртного, — говорит Татьяна Голикова, министр здравоохранения и социального развития. — Как бы мы ни относились к проводимой в 1985-1990 гг. антиалкогольной кампании, она привела к сильному сокращению смертности, сохранив за 5 лет жизни более миллиона человек«.

Весомым результатом горбачёвской кампании стало создание наркологической службы. Но с тех пор ведомству не удалось ни продвинуться вперёд, ни даже удержать достигнутого. По мнению известного специалиста в области антиалкогольной политики Дарьи Халтуриной, «водка в современной России в 3 раза доступнее, чем в советское время».

Поляк уже не пьян

Минздравсоцразвития рассчитывает к 2012 г. снизить потребление алкоголя с 18 до 14 л в год. Это реально, если начать действовать немедленно и решительно. Ведь изобретать велосипед ни к чему.

— В культуре потребления у нас преобладают крепкие алкогольные напитки, — говорит Евгения Кошкина, профессор, главный детский нарколог Минздравсоцразвития. — И климат наш таков, что люди пьют крепкий алкоголь для согрева. Внедрение культуры стран, пьющих традиционно вина, как Франция, или пивных, как Бельгия, Германия, в нашу культуру приводит к тому, что вместо минимизации вреда от слабого алкоголя начинают пить пиво и вино наряду с водкой.

Нам может пригодиться опыт соседей.

— Скандинавские страны сократили употребление алкоголя самыми простыми мерами, без каких-либо потрясений, за счёт повышения акцизов (налога) на спиртное, ограничения времени и места продажи, — считает Алексей Надеждин, к. м. н., психиатр-нарколог. — Но самая успешная страна в этом отношении — Польша. Ещё 20 лет назад она лидировала вместе с Россией по смертности населения от алкоголя. Теперь выражение «пьян, как поляк» не соответствует истине. Продолжительность жизни мужчин у них уже увеличилась на 5 лет. Сейчас водка в Польше стоит 15 евро (700 руб. за бутылку). На Западе наказывают даже за появление на рабочем месте в нетрезвом виде. Но в западных фирмах работают и программы помощи служащим, попавшим в зависимость от алкоголя.

— Есть уважаемая служба в МВД, которая называется ГИБДД, — говорит Александр Балашов, д. м. н., член экспертной группы по разработке алкогольной политики Комитета здравоохранения СФ РФ. — Существование её оправдывают среди прочих причин тем, что на дорогах РФ в год гибнет более 30 тыс. человек. То есть возможность сохранения 30 тыс. жизней мы оцениваем строкой в бюджете на содержание ГИБДД. Но тогда 600 тыс. жизней в год, которые мы теряем из-за употребления алкоголя, требуют в 20 раз большего финансирования! Раз государство допускает продажу алкоголя (и получает от этого сверхдоходы), отдавая себе отчёт в том, что этим наносится вред здоровью населения, почему бы не пустить полученные деньги на медицину?

Пора отказаться от диспансерного учёта, ущемляющего гражданские права больных, менять отношение к ним.

— Если политик прилюдно скажет, что он бывший алкоголик, на его карьере можно ставить крест, — утверждает А. Балашов. — Но такое возможно и даже приветствуется в США. В глазах общества такой человек выглядит волевым, сильным, ведь он смог преодолеть недуг. А у нас алкоголик — образ асоциальный. Не стоит ждать, что он проснётся утром другим человеком. Все рычаги есть только у государства.

 

   
   

Читайте также:

Чего и сколько можно пить, чтобы не навредить здоровью?