Как заставить ребёнка выпить лекарство или почистить зубы

   
   

Сказка – это не только способ развлечь ребенка. Сказки готовят детей к взрослой жизни, учат, как поступать в той или иной ситуации, наглядно показывают, к чему твой выбор может привести. Беря пример со сказочных героев, малыш находит свое место в обществе, выбирает для себя модель поведения.

Рассказывает кандидат психологических наук, доцент кафедры психологического консультирования МГППУ Мария Радионова.

«Направо пойдешь…»

Взрослым детство кажется самым счастливым и спокойным временем. Но не детям… Мир внутри ребенка хаотичен, мир вокруг ребенка непонятен. Нет жизненного опыта, который помог бы справляться с реальностью. Не хватает знаний, чтобы бороться с трудностями, незначительными для взрослых, но серьезными для малыша. Ребенок – самый маленький и слабый в мире взрослых. А сказка, показав ему полную трудностей взрослую жизнь, предлагает из каждой сложной ситуации спасительный выход.

1. «Не садись на пенек, не ешь пирожок!»

Нарушение запрета может привести к трагедии или даже к смерти. Но если набраться терпения и подождать, опасности удастся избежать.

2. «А прямо пойдешь – смерть обретешь».

   
   

Проблема выбора возникает перед нами постоянно. От принятого решения зависит будущее. И как хочется, чтобы это решение было правильным.

3. «По щучьему веленью, по моему хотенью…»

Взрослые и те часто мечтают: вот появится золотая рыбка, и я у нее попрошу... Но что было бы, если бы наши желания удовлетворялись сразу и в полном объеме? Мечты, основанные на зависти, жадности, корысти и злости, ни к чему хорошему не приводят. («Аленький цветочек», «Морозко»).

4. «Лето красное пропела, оглянуться не успела…»

Многие сказки учат быть реалистом, не витать в облаках, строить дом не из соломы, сахара или льда, а из кирпича, даже если это тяжело и скучно («Три поросенка», «Пряничный домик»).

Во время чтения сказки происходит особое, интимное общение взрослого и ребенка. А еще ритуальные зачин и концовка защищают малыша от психологических травм. Ведь если сказочные ситуации перенести в обычную жизнь, они будут выглядеть как криминальная хроника. Разграничивая вымысел и реальность, вы оберегаете психику малыша.

«Скоро сказка сказывается…»

В сказках, имеющих древние корни, заложены те жизненные основы, которые помогут ребенку построить собственную систему ценностей.

Семья. Ценить и уважать семью, родителей, родственников учит почти каждая сказка. Самая показательная в этом отношении – «Репка». Только объединив усилия всех членов семьи, можно добиться результатов. Малыш должен понять, что, слушаясь старших, он гарантирует себе безопасность. За нарушением запрета следует расплата («Гуси-лебеди», «Аленушка и братец Иванушка»). Но и родители любят своих детей и готовы помочь им в любой момент. Ребенок должен чувствовать себя защищенным. В сказках даже умерший родственник помогает сыну или дочке справиться с жизненными перипетиями («Крошечка-хаврошеч­ка», «Сивка-Бурка»).

И сегодня может возникнуть ситуация, когда отец женится во второй раз и родная дочь попадает в рабство к мачехе. Не отчаиваться, не опускаться до грубости и хамства, не уподобляться мачехе и ее дочерям, не терять доброты советует и Золушка, и девушка из «Морозко».

Дом. Живя за каменными стенами городской квартиры, ребенку и в голову не приходит, что с его домом может что-то случиться. А вот в сказках с домиками любимых героев происходят страшные вещи, но создатели этих сказок не напугать хотели ребенка, а показать ему и хрупкость, и ценность семейного очага. Ведь дом – это не только стены, но и любовь, и взаимопонимание, и уважение людей, живущих в нем. Дом – не только внешняя защита, но и место, где можно спрятаться от житейских неурядиц («Кошкин дом», «Варежка»).

Брак. Чего хотят герои сказок? Очень часто – заполучить в невесты принцессу, а в женихи царевича. И дело тут не в меркантильном интересе жениться или выйти замуж за наследника престола, а в том, чтобы обрести достойного спутника жизни. Ведь, как показывают другие сказки, со сварливой женой или с черствым мужем жизнь не в радость.

Старость. Как часто помощниками в сказках выступают мудрые старцы, которые уже слабы физически, но обладают огромными знаниями. Старики дают совет или волшебное средство, и герой, а вместе с ним и ребенок понимают, что за внешней дряхлостью скрыта иная сила, которая может противостоять силе физической. К старым надо относиться с уважением: помогая им в том, чего они не могут, получишь то, что пока не знаешь.

Сочиняем сами

Итак, попробуем предъявить свои требования ребенку в иносказательной форме.

1. Определимся с героями – «Жил-был мальчик Коля (или принцесса из 25-й квартиры...)». Прекрасно, если вам удастся представить главного героя в шутливой форме.

Злодея можно выдумать – злой волшебник из замочной скважины, или взять уже готового персонажа – например, Бабу-ягу. Но не стоит на роль злодея приглашать милиционера или реального соседа дядю Леву.

Хорошо, если в доме уже живет готовый трикстер – ваш кот, пес или хомяк, который в сказке заговорит. Можно в этом качестве заявить любимую игрушку, которая в сказке оживет.

2. Возьмем волнующую вас проблему и предложим способы ее разрешения. Например, если не убирать игрушки, то придет злой волшебник и заберет их. «А по ночам из замочной скважины вылетает злой волшебник и забирает неубранные игрушки».

Воспользуемся классическим построением сюжета: завязка – развитие – кульминация – развязка. Постарайтесь придумать такой сюжет, при котором можно сделать несколько драматических поворотов. Ведь ребенок обязательно попросит продолжения.

Если вернуться к проблеме неубранных игрушек, сюжет может развиваться так: «Но злой волшебник успел забрать не все игрушки, остался старый одно­ухий заяц (учимся ценить героя не за внешность). Он вызвался помочь мальчику вернуть его друзей. Мудрая бабушка (воспитываем благодарность старшим за их советы) дает волшебный клубок, который приведет к спрятанным игрушкам»…

3. Не забываем о словах-заклина­ниях.

Не бойтесь, что ребенок отнесется к сказке, как к чистому вымыслу, не имеющему отношения к его жизни. Он слушает сказки с раннего детства и подсознательно впитывает их мудрость.

«Скоро сказке конец, а кто слушал – молодец!»

Интересно

В сказках представлены четыре типа героев. И обязанности их четко разграничены.

Анима – идеал женщины, на который будет равняться девочка.

Аленушка: «Будь доброй и заботливой, и царевич обязательно обратит на тебя внимание».

Василиса Премудрая: «Послуша­ние и скромность принесут богатство и счастье».

Царевна-лягушка: «Внешность – не главное».

Анимус – герой мужского пола. Следуя его примеру, мальчик должен вырасти настоящим мужчиной.

Мальчик с пальчик: «Будь находчивым и смелым, даже если ты самый маленький».

Илья Муромец: «Будь терпеливым и выносливым, не бойся трудностей».

Емеля: «Слушайся и уважай старших».

Злодей – хитрый и умный персонаж, который не только мешает главному герою, но и показывает ребенку, с какими трудностями он может столкнуться в будущей взрослой жизни, какими чертами могут обладать враги.

Трикстер – друг, помощник главного героя. Он может быть и человеком, и животным. Нередко обладает чувством юмора, его шутки не только разбавляют драматизм ситуации, помогают не падать духом, но и подсказывают правильное решение. Отношение главного героя к трикстеру учит ребенка ценить людей рядом с собой, независимо от их внешности или статуса (другом и спасителем в сказке может стать даже маленькая мышка).

Смотрите также: