Рассказывает доктор медицинских наук, заведующий отделением пластической и реконструктивной микрохирургии РНЦХ РАМН профессор Евгений Трофимов.
В середине 70-х годов прошлого века пересадка собственных тканей с восстановлением кровоснабжения произвела революцию в пластической и реконструктивной хирургии. Постепенно операции с применением микроскопов и специальных мельчайших инструментов распространились на большинство медицинских отраслей, таких как сосудистая хирургия, травматология и ортопедия, челюстно-лицевая и детская хирургия, онкология, урология, нейрохирургия, гинекология. Несмотря на то, что с момента проведения первых опытов по применению микрохирургической техники прошло уже много лет, и сегодня этот постоянно развивающийся метод продолжают относить к высоким медицинским технологиям.
Портные по сосудам
Микрохирургия используется сегодня и при обычных операциях. Хирурги сшивают сосуды диаметром менее полумиллиметра. Ювелирная техника позволяет повысить качество выполнения операций и добиться значительного улучшения исхода лечения. Но есть такие оперативные вмешательства, которые без применения микрохирургического метода произвести просто невозможно. Прежде всего это восстановление конечностей или их частей, ампутированных в результате травмы, а также устранение дефектов, возникших по причине врожденных или приобретенных заболеваний.
Таким образом, можно говорить о двух относительно самостоятельных направлениях микрохирургии: реплантологии (когда пришивается ампутированный орган с одновременным восстановлением в нем кровообращения) и аутотрансплантологии (когда имеющийся у пациента дефект закрывается тканями, взятыми с другого участка тела самого больного). В отличие от пластической хирургии, которая также занимается устранением различных повреждений тканей, микрохирургия может не только восстановить целостность кожных покровов, но и вернуть или сохранить функции пострадавших органов. Особенно это важно, когда дефекты произошли в области таких функционально значимых органов, как стопы или кисти рук. Только микрохирургам под силу восстановить в пострадавшем органе функции движения, опоры и чувствительности мышц, сухожилий и нервов. А попросту говоря – вернуть человеку возможность заново владеть своим телом и пользоваться всем тем, чем наделила его природа.
Вернуть утраченное
Самым лучшим реплантологом был Айболит. Помните, был у него один пациент – зайка, который бежал по дорожке, и ему трамваем перерезало ножки. К счастью, доктор пришил их больному, и заинька бегает снова. Увы, в реальной жизни все происходит не так легко, как в сказке.
Большинство травм приходится на летний период, когда многие наши сограждане беззаветно трудятся на своих загородных участках, пилят, рубят, строгают и мастерят, забыв про технику безопасности, в результате чего порой лишаются важных частей тела.
Чтобы восстановить потерю, действовать надо незамедлительно. Ампутированную часть тела нужно поместить в чистый полиэтиленовый пакет, а тот – в другой, заполненный льдом или на худой конец – холодной водой (но ни в коем случае ни лед, ни вода не должны соприкасаться с конечностью). А затем, конечно, чем быстрее, тем лучше, нужно обратиться за медицинской помощью. Если еще лет 20 назад положительные результаты после операции по реплантологии достигали 70%, то сегодня эта цифра выросла до 95%. Правда, это касается результатов приживления, а с восстановлением функции потерянного в результате травмы органа тела обстоит сложнее. Лучший прогноз, если человеку была сделана операция в ближайшие 2-3 часа после ампутации: чем дольше период ишемии (отсутствие кровоснабжения в органе), тем дальше заходят необратимые процессы.
Впрочем, медицинской статистике известны случаи, когда успешная реплантация была сделана пациенту даже через 42 часа после того, как он лишился органа. Но многое зависит и от самой травмы: если ткани сильно расплющены или размозжены, приживление может не состояться.
Случается, что в результате травм люди теряют не только руки и ноги, но и некоторые другие, не менее важные части тела. Не один раз в своей практике микрохирургам приходилось сталкиваться с ампутацией полового члена. Конечно, потеря этого органа не так заметна, как утрата других конечностей, но сами пострадавшие воспринимают такое лишение трагично. Пациенту формируют уретру, которую помещают вовнутрь искусственного фаллоса, воссозданного из лоскута кожи, взятого со спины. Внутри помещается протез. В результате к пациенту возвращается не только его прежний внешний вид, но и возможность быть полноценным мужчиной. Репродуктивная функция после такой операции не страдает.
Идеальная заплатка
Последствия обширных ожогов, трофические и лучевые язвы, плохо заживающие раны, а также врожденные или приобретенные в результате тяжелых заболеваний дефекты органов и тканей – короче говоря, все те случаи, при которых пластическая хирургия бессильна, с некоторых пор являются исключительной сферой деятельности микрохирургов, осуществляющих аутотрансплантацию.
На первый взгляд их работа кажется нетрудной: берется лоскут с одного места и пришивается на другое. Но на самом деле все не так просто. Если пересадить только кусок кожи, без кровеносных сосудов, на теле он будет выглядеть неживой заплаткой. Микрохирургический аутотрансплантат обязательно должен иметь собственное кровоснабжение, поэтому даже обычный кожный лоскут непременно включает в себя подкожно-жировую клетчатку.
Если пересаживается ткань, состоящая из нескольких анатомических структур, то они обязательно должны быть связаны общими кровеносными сосудами. Почему при пересадке не используется донорская ткань? К сожалению, кожа – капризный орган, и если печень, почки, поджелудочная железа и даже сердце, взятые от другого человека, обычно приживаются в чужом теле, то кожа – никогда.
Операция проходит в два этапа: сначала у пациента забирается донорская ткань, которая затем переносится на область дефекта. Дальше микрохирург тщательно сшивает мельчайшие сосуды, восстанавливая кровообращение. Если дефект очень большой, может понадобиться несколько операций. Особенно часто многоступенчатые операции делаются тогда, когда хирургам нужно восстановить функцию пострадавшего органа. Минусов у этого высокотехнологичного метода практически нет. Разве что один – на том месте, с которого был взят донорский материал, у человека остается рубец. Но по сравнению с тем дефектом, который удалось закрыть, шрам – не самая большая жертва. К тому же со временем от этого «украшения» можно будет избавиться с помощью обычной пластики.
Смотрите также:
- Желающим омолодиться: как без проблем исправить плечи, нарастить ягодицы и округлить голени? →
- Реконструкция и комфорт. Зачем нужна восстановительная пластика? →
- В цифрах и фактах: эмблемой хирургии считается скальпель →