Рассказывает доктор медицинских наук, профессор, руководитель отделения амбулаторных методов диагностики и лечения РОНЦ им. Н. Н. Блохина Владимир Брюзгин.
Трехступенчатая лестница
Различают два вида боли: острую и хроническую. Острая боль, являясь защитной реакцией организма на какие-либо повреждающие факторы, играет положительную роль, тогда как боль хроническая, присутствующая постоянно, существенно снижает качество жизни.
Такую изматывающую постоянную боль часто испытывают люди, страдающие радикулитом, остеохондрозом, всякого рода миозитами. И, конечно, это онкологические больные, у которых боль чаще всего возникает в той стадии заболевания, когда практически все возможности лечения исчерпаны.
В конце 70-х годов прошлого столетия Всемирной организацией здравоохранения был разработан принцип лечения хронической боли у онкологических больных, который получил название «трехступенчатая обезболивающая лестница». Суть этого принципа заключается в последовательности назначения медикаментов по силе их анальгетической активности. Сначала назначаются ненаркотические анальгетики и нестероидные противовоспалительные препараты 1-й ступени (такие как аспирин, парацетамол, вольтарен, кетопрофен).
Но, к сожалению, рано или поздно у онкологических больных наступает такая ситуация, когда возможности препаратов 1-й ступени исчерпываются, и тогда наступает очередь второй и третьей ступеней лестницы обезболивания: трамала (трамадол), кодеина и кодеинсодержащих препаратов. И, наконец, – морфина и морфиноподобных анальгетиков, применяющихся при сильных болях.
Прием сильнодействующих обезболивающих препаратов – непростое испытание. Прежде всего для желудочно-кишечного тракта. Прием большинства препаратов 2-й и 3-й ступеней лестницы обезболивания оказывает раздражающее действие на слизистую желудка и кишечника и может привести к развитию запора, сильнейшей изжоги (вплоть до развития язвы желудка). Чтобы облегчить ситуацию, врачи рекомендуют таким больным принимать обезболивающие таблетки только после еды, выпивать не менее 2 литров жидкости в день, употреблять пищу, богатую растительными волокнами, принимать слабительные, как можно больше двигаться.
Целебный наркотик
В последнее время на российском рынке появились обезболивающие препараты, обладающие пролонгированным действием, что очень удобно для пациентов. Поскольку у хронических больных лечение растягивается на месяцы, а то и годы, нетрудно себе представить, во что превращается их тело, когда им ежедневно по четыре-шесть раз делают обезболивающие инъекции. Буквально через две-три недели регулярных инъекций пациент испытывает ужас при одном только виде шприца, и неизвестно, от чего он больше страдает – то ли от самой боли, то ли от ожидания обезболивающего укола.
Поэтому большинство врачей выступают за то, чтобы обезболивающие препараты вводились неинъекционно, дабы не доставлять больному дополнительной боли. Лекарственные препараты с пролонгированным действием подходят для этих целей как нельзя лучше. Одна таблетка или одна доза препарата обладают достаточно высокой активностью и действует в течение 12 часов – очень удобно и эффективно.
Кроме препаратов пролонгированного действия существует еще одна лекарственная форма – обезболивающий пластырь, который действует в течение трех суток и позволяет больному не менять привычный ритм жизни. Это средство давно и успешно используется и в Европе, и в России. И даже входит в льготный список лекарств, но до сих пор выписывается у нас крайне редко, несмотря на то что никакого запрета на это нет. Согласно вышедшему недавно приказу МЗСР РФ №110 от 12.03.07, возможность на приобретение опиоидов получили не только пациенты онкологического профиля, но и те, кто страдает от хронической боли неонкологического происхождения. Так почему же их не применять?
Абсурд, граничащий с преступлением
Для специалистов ответ на этот вопрос очевиден: камень преткновения – низкий уровень подготовки наших медиков в области лечения боли, а также негласный запрет, действущий во многих поликлиниках на назначение опиоидных анальгетиков из-за сложности выписки, учета и контроля этих препаратов, а также возможного риска развития наркотической зависимости после их приема. «Нет рецепта – нет проблемы» – такого принципа придерживаются многие врачи.
С каждым годом мы все больше обюрокрачиваемся, появляются все новые и новые инструкции и ограничения в плане получения обезболивающих препаратов. Такое впечатление, что каждая новая администрация в Министерстве здравоохранения считает необходимым не облегчить, а, наоборот, усугубить положение больных, страдающих от хронической боли. Как известно, онкологические пациенты имеют право на бесплатное получение наркотических анальгетиков. Но на деле все происходит с точностью до наоборот: больной, которому жизненно необходим, например, трамал, приходит к доктору и просит выписать этот препарат. А доктор отвечает: «Я не могу вам его выписать, потому что у нашего лечебного учреждения нет денег, чтобы его закупить». «Хорошо, – говорит пациент, – выпишите рецепт, я пойду и куплю лекарство за свои деньги в аптеке». «Нет, – говорит доктор, – этого я тем более сделать не могу, потому что мы обязаны предоставить вам этот препарат бесплатно». Вот такой, извините, дурдом.
В прошлом году профессору Брюзгину пришлось побывать с лекциями в восьми регионах центральной части России. Везде одна и та же картина: денег на обезболивающие препараты нет. А там, где они вдруг по счастливой случайности оказываются, врачи зачастую не желают связываться с выпиской наркотических препаратов. Почему? Потому что придется заполнять кучу бумаг, отчитываться перед всевозможными начальниками и комиссиями. И врач думает: «Зачем я буду вешать на себя лишнюю головную боль? Да пропади оно все пропадом!» А кто страдает от этого? Больной. Правильно поступает врач? Конечно, нет. Но его поставили в такие рамки, что приходится выбирать: или облегчить страдания пациента, или создать себе проблему. Абсурд, граничащий с преступлением! Специалисты убеждены: эту порочную практику пора менять.
Читателям на заметку
► Есть больные, которые, даже испытывая сильнейшие боли, тем не менее не желают принимать наркотические обезболивающие средства, опасаясь возникновения зависимости. На самом деле их опасения не имеют под собой почвы. Сила применяемых опиатов уходит в организме больного на подавление болевых рецепторов, а не на то, чтобы вызвать какие-то новые ощущения, поэтому даже длительный прием наркотических препаратов к зависимости от них не приведет.
► Очень важно, чтобы больной на приеме у врача откровенно говорил о своей боли. От того, насколько доверительными будут отношения между врачом и больным, во многом зависит успех лечения.
► Приобретая обезболивающие препараты, не гонитесь за дешевизной. Используйте препараты только проверенных фирм, которым можно доверять. Пусть они будут подороже, зато вы избавите себя от побочных проявлений.
Кстати
Какую боль можно считать хронической? Специалисты отвечают на этот вопрос достаточно четко. Если боль не отпускает человека более трех месяцев, то ее можно отнести к хронической и следует немедленно обратиться по этому поводу к врачу.
Смотрите также:
- Шандор Эрдес: «Большая часть российских больных не доходит до врача» →
- От простых обезболивающих можно стать наркоманом? →
- Правила обезболивания: как лечить боль →